Facebook Twitter RSS
formats

О предложениях по проекту ФЗ № 217352-4 «О персональных данных», внесённого Правительством Российской Федерации

Нашей организацией рассмотрен проект федерального закона № 217352-4 «О персональных данных», внесённый в Государственную Думу Российской Федерации Правительством Российской Федерации, а также Заключение по данному законопроекту, подготовленное возглавляемым Вами Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Российской Федерации.
В связи с тем, что положения указанного законопроекта непосредственно затрагивают законные права и интересы участников нашего партнёрства, в частности, представителей рынка потребительского кредита, недвижимости, страхования, проката и аренды имущества, а также иных секторов предпринимательской деятельности, связанных с гражданскими правоотношениями, «Комитет 101» разработал конкретные концептуальные предложения, которые, на наш взгляд, могут быть использованы при дальнейшей редакционной и юридико – технической доработке указанного законопроекта, а также при разработке подзаконных нормативных актов.

В настоящее время растет рынок потребительского кредита, проката и страхования, предоставления банковских услуг. Все предприятия и организации, работающие в этих сферах, сталкиваются с необходимостью с максимальной эффективностью и в минимально сжатые сроки выяснять информацию об обратившемся к ним клиенте. Цель наших предложений – в минимальные сроки выявить информацию о лице, незаконно завладевшем чужими документами, имуществом, и пытающемся их использовать в незаконных целях.

Ныне действующее федеральное законодательство, регламентирующее сбор и обработку персональных данных о физических лицах, являющихся участниками гражданско – правовых отношений, не спасает ситуацию, поскольку сбор и обработку персональных данных осуществляет большое количество различных государственных органов и органов местного самоуправления, действующих на основании разрозненных и несогласованных между собой положений законодательства Российской Федерации. Как следствие, отсутствие единой унифицированной системы требований, в соответствии с которой осуществляется сбор и обработка персональных данных, негативно сказывается как на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, осуществляющих данный вид деятельности, так и на деятельность субъектов предпринимательской деятельности, обращающихся за получением соответствующей информации.
Это повлекло за собой формирование незаконного рынка информационных систем и баз.

Приведу схему предполагаемой реализации наших предложений на примере проекта информационной системы «Розыск/Поиск», создание которой предполагается в г. Екатеринбурге.
Первый этап проекта:
1.Оператором (контролёром файлов) системы автоматизированной обработки персональных данных собирается следующая первичная информация:
а) Страховые организации предоставляют информацию о случаях мошенничества или нарушения договорных обязательств в страховой сфере;
б) Прокатные организации, работающие без залога, предоставляют информацию о лицах, воспользовавшихся системой проката по поддельным документам и о лицах, не возвратившим взятое напрокат имущество;
в) Гостиницы предоставляют информацию о лицах, не расплатившимся по счетам за проживание;
г) Банки предоставляют информацию о лицах, не вернувших кредит, нарушивших иные договорные обязательства в банковской сфере;
д) Организации, владеющие необходимой информацией, предоставляют сведения обо всех лицах, страдающих наркотической зависимостью и лицах, связанных с незаконным оборотом наркотических, сильнодействующих, психотропных веществ, попавших к ним на учет.
е) Бюро находок или УВД области предоставляет информацию об утерянных документах, удостоверяющих личность;
ж) Идеальным было бы получение в Государственной инспекции безопасности дорожного движения субъекта РФ и в Управлении внутренних дел субъекта РФ (УВД области) информации о лицах, находящихся в федеральном розыске по подозрению в совершении преступлений, лицах, пропавших без вести и автомобилях, находящихся в угоне;
З) Служба судебных приставов субъекта РФ предоставляет информацию об исполнительных листах, по которым возбуждено исполнительное производство, об имуществе, находящемся под арестом, лицах, разыскиваемых службой судебных приставов для исполнения решений судов (месте их фактического постоянного (временного) проживания, месте работы).

Второй этап проекта.
Создание (в перспективе) общегородского портала «Розыск/Поиск». Данный портал предполагается, при задействовании необходимых организационных и информационно – технических ресурсов, сделать полностью автоматизированным и постоянно обновляемым для ежедневного мониторинга ситуации по утерянным, похищенным документам, угнанным автомобилям и пропавшим лицам и иным персональным данным, представляющим интерес для субъектов предпринимательской деятельности;
Заключение договоров о сотрудничестве со средствами массовой информации о предоставлении с их стороны подобной информации порталу «Розыск/Поиск». Подразумевается, что СМИ будут предоставлять информацию об объявлениях про утерянные или похищенные документы, удостоверяющие личность.
Возможно создание компьютерной программы, совместимой с банковскими программами или программой «1С Бухгалтерия», для того, чтобы информация, полученная от оператора «Розыск/Поиск», позволяла отслеживать выписку счетов, накладных и других бухгалтерских документов на лиц, находящихся в розыске или использующих чужие документы.
Для предотвращения возможности подачи исков о защите чести и достоинства вход на портал необходимо ограничить с помощью соответствующих информационных технологий. Доступ к данной информационной системе персональных данных сделать возможным только источникам информации или всем желающим при оформлении договорных отношений на получение информации от оператора данной информационной системы.
В настоящее время проведены переговоры, закончившиеся положительно, с Союзом страховщиков, Уральской палатой недвижимости, юридическим агентством «Интеллект-С»), Свердловским Союзом журналистов, компьютерными фирмами, строительными организациями и многими другими участниками рынка и предпринимателями г. Екатеринбурга.

Таким образом, данная информационная база будет содержать следующие необходимые для участников предпринимательской деятельности персональные данные:
1. ФИО, дата рождения, регистрация, паспортные данные/водительское удостоверение, причина попадания на портал «Розыск/Поиск» и источник информации. Может также предоставляться дополнительная информация в виде фотографий, мест работы, данные о правонарушениях и иные данные о лице.
2. Данные бухгалтерского учёта. При создании компьютерной программы, совмещающей программу «1С-Бухгалтерия» с порталом «Розыск/Поиск» программа будет обновляется ежедневно при загрузке компьютера (необходимо оформить подписку на обновление). После этого при оформлении любого документа на лицо, размещенное на портале «Розыск/Поиск», выставляется «маячок» в виде значка с надписью «опасно», «розыск» или любой другой.
3. Доступ к информационной базе осуществляется на договорной основе только для членов Некоммерческого партнерства «Розыск/Поиск-Екатеринбург».
4. Оператор (контролёр файлов) информационной базы не оценивает данные, поступившие к ней из различных источников (им могут быть присвоены личные коды) – он размещает эти данные на портале, избегая какой бы то ни было оценочной информации или выводов.
Следует отметить, что сбор и обработка персональных данных о лице в данной информационной системе не является его обвинением в преступной деятельности или нечестности.

Поскольку без нормативно регламентированного взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти (особенно, учитывая вышеуказанные сферы предпринимательской деятельности участников Партнёрства, – с органами внутренних дел, службой судебных приставов, регистрационными палатами, налоговой службой, бюро технической инвентаризации), реализация данного проекта не представляется возможной, в качестве пользователей данной информационной системы предполагаются также все заинтересованные государственные органы и органы местного самоуправления, в компетенцию которых на сегодняшний день входит сбор и обработка персональных данных о физических и юридических лицах.

Возможность оперативного сбора, обработки и обмена информацией по персональным данным, предоставляемая данным проектом, существенно повысит эффективность деятельности участников предпринимательской деятельности, а также государственных органов и органов местного самоуправления при реализации возложенных на них действующим законодательством задач, особенно по выявлению и пресечению правонарушений в сфере имущественных правоотношений, принудительного исполнения судебных решений.
На сегодняшний день реализация данного проекта представляется затруднительной, в связи с имеющей место несогласованностью нормативно-правовых актов федерального законодательства, нормативных актов органов местного самоуправления, а также ведомственных нормативных актов.

Кроме, того, обращаю Ваше внимание на тот факт, что существующие на сегодняшний день информационные базы различных государственных органов и органов местного самоуправления (например, Федеральной налоговой службы, Регистрационных палат управлений юстиции субъектов федерации, Управлений ГИБДД субъектов РФ, Бюро технических инвентаризаций администраций муниципальных образований), содержащие персональные данные, являются необоснованно закрытыми. Сам факт отсутствия легального и открытого доступа к персональным данным, содержащимся в данных базах, создаёт возможность совершения правонарушений, нарушения договорных обязательств без риска наступления ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ. Это относится как к сфере частно – правовых отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, так и к сфере публично-правовых отношений. Невозможность легального и открытого доступа физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, к имущественным персональным данным государственных и муниципальных служащих, является одним из основных факторов существования коррупционных связей и, как следствие, незаконного приобретения имущества, сокрытия доходов от налогообложения, незаконных финансовых операций и иных преступлений.

В связи с вышеизложенным, предлагаю:
1. Учесть опыт нашего некоммерческого партнёрства по разработке информационных систем по сбору и обработке персональных данных при дальнейшей доработке законопроекта «О персональных данных» и разработке подзаконных нормативных актов при последующей реализации данного закона.
2. До принятия и вступления в силу закона «О персональных данных» предлагаю на законодательном уровне разрешить открытый доступ к вышеперечисленным информационным базам.

Председатель Совета
НП «КОМИТЕТ 101» Д.А. Головин

Комментарии отключены.
Home Наша работа Законодательные инициативы К-101 О предложениях по проекту ФЗ № 217352-4 «О персональных данных», внесённого Правительством Российской Федерации