Facebook Twitter RSS
formats

План спасения

Эти проекты (коррупция, налоги, бюджет) были написаны более двух лет назад. В них не было внесено за это время ни одного изменения. Сделал это специально. Каждый может прочитать, что наша команда предлагала в то время, а не материал с конъюнктурними поправками на текущую ситуацию.

Думаю, если бы в России в то время была проведена конструктивная дискуссия на тему реформирования страны, то сегодня не было бы такой жути.

Реформировать всё равно придётся. Но чем позже, тем тяжелее будут реформы для народа. Если не реформировать, то можем потерять страну.

Первым выкладываю проект об искоренении коррупции. Считаю его самым важным. Без решения этой проблемы нельзя будет заняться и другими.

ИСКОРЕНЕНИЕ КОРРУПЦИИ
Тематика обсуждения:
Законы по борьбе с коррупцией: быть или не быть?
Как заставить ворующую бюрократию принять законы по борьбе с коррупцией, если она в этом категорически не заинтересована?Кто должен разрабатывать эти законы?Как контролировать работу этих законов?Конвенции ООН и коррупция. Кто кого?
Поможет ли искоренению коррупции введение 20-ой статьи Конвенции ООН против коррупции («незаконное обогащение»), а также декларации о расходахКакие еще меры необходимы для искоренения коррупции?Коррупция – национальная традиция?
Является ли коррупция в коррумпированных странах национальной традицией, которой надо гордиться?Кто культивирует в обществе идею о неискоренимости коррупции? Ворующие чиновники, простые люди, соучастники коррупционных преступлений?Существуют ли специальные программы “по промывке мозгов” о пользе и неискоренимости коррупции?Коррупция – политический капитал оппозиции?
Заинтересованы ли в искоренении коррупции оппозиционеры, которые на коррупции зарабатывают свой политический капитал?Коррупция в сознании – коррупция в обществе?
Что в сознании общества порождает коррупцию?Какие нужны преобразования в обществе, чтобы борьба с коррупцией стала эффективной?На кого работают государственные компании? Кто эти люди?
Почему в обществе никто не задаётся вопросом о зарплатах чиновников, управляющих госкомпаниями?Почему деятельность госкомпаний зачастую непрозрачна?С чем связано полное равнодушие к росту задолженности госкомпаний, хотя за долги может быть утрачена эта общегосударственная собственность?Нам честность строить и жить помогает?
Возможна ли ситуация в стране, что при тотальной коррупции глава государства честнейший человек?Кто несёт главную ответственность за коррупцию?Почему коррупция прорастает в общество?
По какой причине общество мирится с чиновниками-ворами?
От безысходности?Не видит возможности пресечь воровство?Не понимает последствий от разворовывания бюджетных денег?Считает, что хорошо не жили и не стоит начинать?Как изменить эту порочную практику?Является ли это определение коррупции исчерпывающим?
Коррупция –(1) любое действие (или действия, или бездействие),(2) лица или организации,(3) индивидуальное или в составе группы,(4) в целях достижения какой-либо прямой или косвенной выгоды,(5) для себя или третьих лиц,(6) которое может рассматриваться этими лицами как наиболее эффективное, по сравнению с законными действиями по достижению тех же целей, или единственно возможное, поскольку достижение этих целей невозможно законными методами,(7) в формах:
подкупа любых должностных лиц или лиц, наделенных иными общественными полномочиями;дачи взятки и получения взятки;использования должностных и служебных полномочий, положения, прав,авторитета, влияния, знаний, информации;присвоения, растраты, хищения, сокрытия общественного имущества и служебной информации;вымогательства;угрозы применения силы или ее применения;отмывания средств, полученных преступным путем;уклонение от уплаты налогов, сборов и пошлин;любого иного незаконного действия.
ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ И ПОДХОД К ЕЁ РЕШЕНИЮ
Алексей Букин
I. Проблема коррупцииИзучение различных исследований, законов, законопроектов, общественного мнения по вопросам коррупции и борьбы с ней свидетельствует: единого понимания проблемы коррупции нет.В периоды социально-экономических бедствий людям свойственно искать конкретного виноватого, а не глубинные первопричины негативных общественных явлений. Это в полной мере относится и к коррупции.Соответственно, нет единого, универсального, общепризнанного и общепринятого в мире определения коррупции.Как следствие предлагаются самые различные программы и подходы к борьбе с коррупцией, которые малоэффективны.Чаще всего коррупционная деятельность, в первую очередь, связывается с должностными лицами. В последние годы, однако, наблюдается прогресс в том смысле, что это явление стали связывать и с организациями. Это весьма важно.Изрядная путаница существует отнюдь не только в России. Эксперт лондонского Института экономических проблем, экономист Ян Сениор (Ian Senior) в публикации “Corruption – The World’s Big C.”, 2006 г. пишет: «Четкое определение экономической коррупции крайне важно, но до сих пор оно отсутствовало». Однако из поля зрения Сениора выпал вопрос о политической, а тем более системной коррупции.Проблема политической коррупции – предмет ожесточенных политических дебатов, в частности, в США, что есть выражение столкновения различных материальных и нематериальных групповых интересов.В России 28 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, который содержит следующее определение коррупции:«Коррупция –а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;б) совершение деяний, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».Это определение отражает взгляды определенной социальной группы, имеющей свои экономические и политические интересы.Значительно более широкие определения коррупции, например, дают английская версия Википедии, организация Transparency International. Они полезны в информационном плане, но не имеют практического применения.Следует учитывать, что политические и политизированные организации, а соответственно, и законодательство, вполне сознательно стремятся зауживать понятие коррупции именно в силу политических и хозяйственных интересов.II. Первопричина коррупцииОтвет на вопрос о наиболее эффективном пути, который приведет к решению задачи борьбы с коррупцией, лежит в ее понимании как общественного (системного) явления.В этой связи необходимо помнить о том, что такое общество как система.Совокупность состояний социально-общественной системы:- политическое,- экономическое,- идеологическое,- военное и внутренней безопасности,- культурно-научное,- биологическое (демография, физическое здоровье населения).Соответственно у различных социальных групп, организаций и индивидуумов существуют интересы в каждой из этих областей, которые могут быть связаны с получением преимуществ перед другими группами, организациями, индивидуумами.Для достижения этих интересов используются материальные и нематериальные ресурсы.Сами ресурсы также могут быть предметом коррупционных отношений на всех уровнях, включая бытовой (взятка сотруднику ГИБДД не только как экономия средств – экономический интерес, но и как выигрыш времени – ресурс времени -, по сравнению с законной процедурой уплаты штрафа).Способы достижения интересов могут быть законными и незаконными.Коррупция – это один из незаконных способов достижения какого-либо интереса.С точки зрения реализации на практике этого способа достижения цели, коррупция является наиболее эффективным, по сравнению с законными действиями. Или единственно возможным, если существующее законодательство делает невозможным достижение преследуемых целей (например, удержание власти сверх положенного срока, захват общественного богатства, установление контроля над судебной системой и тому подобное).Риски преследования за совершение правонарушения при определенной общественно-политической системе могут оказаться второстепенным фактором.Отсюда следует, что коррупция в любой стране развита настолько, насколько неразвитыми являются ее институты, которые призваны регулировать и способствовать развитию общественных отношений. Это может быть естественная стадия развития общества или же результат сознательной политики правящего слоя (класса).И наоборот, коррупция неразвита настолько, насколько существующие общественные институты удовлетворяют естественную потребность развития общественных отношений, повышения благосостояния общества в целом и всех его членов.Таким образом, корни проблемы коррупции – в самом общественном устройстве.Какова система управления в обществе, такова и коррупция. Отсутствие или неэффективность, неработоспособность имеющихся общественных механизмов достижения вполне естественной цели получения кем-либо какой-либо выгоды влекут за собой поиск других, эффективных, работоспособных способов достижения этой цели.Коррупция может быть явной и скрытой.Интересы ряда общественных групп нередко приводят к тому, что незаконные способы достижения цели, или способы, не соответствующие моральным нормам, легализуются через принятие соответствующего законодательства.Такова, например, проблема лоббизма.Аналогичная, все более широко обсуждаемая в США в контексте «институциональной коррупции» проблема – роль денег в избирательных кампаниях. В США идет соревнование не столько идей и программ, сколько финансовых средств, выделяемых так называемыми «Комитетами политических действий». Существуют «Супер-комитеты», особенно мощные в финансовом отношении. Соответственно, решающее значение на выборах имеют размеры избирательных фондов кандидатов. С основными жертвователями средств в последствии рассчитываются должностями, бюджетным финансированием их бизнес-проектов.III. Подход к решению задачи борьбы с коррупцией.
Поскольку коррупция – это следствие сложившихся общественных отношений и неэффективности общественных институтов, главным решением задачи борьбы с коррупцией является, во-первых, соответствующее изменение общественного устройства. Такого изменения, которое бы обеспечивало гармоничное развитие всего общества как системы, а именно следующих его компонентов:1) политического устройства (задача обеспечения развития системы в условиях стабильности и устойчивости);2) экономических (хозяйственных) отношений субъектов (материальное развитие и функционирование системы);3) идеологии – национальной идеи (обеспечение стабильности и устойчивости развития системы);4) военной и внутренней безопасности системы (задача обеспечение стабильности) и внешней безопасности (задача обеспечения устойчивости системы);5) культуры (информационное функционирование системы в широком смысле);6) науки и образования (информационное развитие и функционирование системы);7) здравоохранения (биологическое функционирование и развитие),и, соответственно, гармоничное развитие всех членов общества на основе равенства прав, равенства возможностей и равенства в ответственности перед законом.Без соответствующих изменений системы ни один, даже идеальный закон работать не будет, так как сама старая система будет игнорировать противоречащие ее интересам законы, безбоязненно их нарушать, обходить, применять выборочно, сообразно интересам правящего слоя.(Блок вопросов о надлежащем изменении системы здесь не рассматривается.)Во-вторых, даже при надлежащей реорганизации общественной системы не исчезнет природное стремление ее субъектов к получению преимуществ (выгоды). Такое стремление к реализации этого интереса является одной из характеристик процесса развития любых субъектов системы (как и общественной системы в целом – по отношению к другим системам).В этой связи необходимо всеобъемлющее законодательство, позволяющее преследовать любые проявления коррупции.Характер такого закона должен соответствовать определенной правовой системе. Какая правовая и судебная система сможет в полной мере соответствовать новой системе общественных отношений и соответствующих институтов, будет вытекать из самой природы новой системы.От этого зависит и законодательное определение коррупции.Без рассмотрения особенностей различных правовых систем предлагается следующее общее определение коррупции, которое в дальнейшем может соответствующим образом быть скорректировано (когда будет решен вопрос о новом общественном устройстве и адекватной ему правовой и судебной системе):Коррупция –(1) любое действие (или действия, или бездействие),(2) лица или организации,(3) индивидуальное или в составе группы,(4) в целях достижения какой-либо прямой или косвенной выгоды,(5) для себя или третьих лиц,(6) которое может рассматриваться этими лицами как наиболее эффективное, по сравнению с законными действиями по достижению тех же целей, или единственно возможное, поскольку достижение этих целей невозможно законными методами,(7) в формах:- подкупа любых должностных лиц или лиц, наделенных иными общественными полномочиями;- дачи взятки и получения взятки;- использования должностных и служебных полномочий, положения, прав,авторитета, влияния, знаний, информации;- присвоения, растраты, хищения, сокрытия общественного имущества и служебной информации;- вымогательства;- угрозы применения силы или ее применения;- отмывания средств, полученных преступным путем;- уклонение от уплаты налогов, сборов и пошлин;- любого иного незаконного действия.Предлагаемое определение охватывает все виды коррупции:- системную (государственную, административную всех уровней, участников политических отношений),- хозяйственную,- бытовую.Далее необходимо соответствующее, максимально точное, детальное описание всех без исключения терминов, применяемых в определении коррупции (взятка, подкуп, выгода, имущество, лица, действия, авторитет, влияние, знания, информация и так далее). Определение всех этих терминов имеет целью минимизировать возможность различного их толкования.Только подобный подход позволяет рассчитывать на самое тщательное и объективное исследование обстоятельств дела в судебном процессе.Для разработки всеобъемлющего антикоррупционного законодательства вполне возможно максимально широкое использование актов, уже разработанных другими государствами и международными организациями.Наиболее передовыми, известными автору, являются законы США и Великобритании.Это:- Часть 11. «Взяточничество, подкуп и конфликты интересов», Глава 18. «Уголовные преступления и уголовный процесс» Свода законов США. Раздел содержит 23 статьи, прямо относящиеся к коррупционным действиям. Все эти статьи содержат соответствующие подробные определения.- Часть 96, Глава 18 Свода законов США, разделы 1961 – 1968 («Racketeer Influenced and Corrupt Organizations» – «Находящиеся под влиянием рэкета и коррупционные организации»). Это – чрезвычайно важный закон, который охватывает ряд связанных правонарушений, включая коррупционную деятельность. Он применяется как в отношении уголовных, так и гражданских правонарушений в рамках хозяйственных споров. Предусмотренная компенсация пострадавшему по гражданским статьям – в тройном размере от суммы ущерба. Примечательно, что гражданским истцам предоставлено право выступать в качестве «гражданских прокуроров» по предъявлению соответствующих обвинений. Применение закона в уголовном порядке практикуется в отношении терроризма, захвата заложников, воздушных и морских судов, посольств и др.- «Закон о борьбе с практикой коррупции за рубежом». Это тоже закон в рамках уголовного права.- «Акт об этике поведения государственных служащих США» 1978 года. Он регламентирует порядок представления финансовых деклараций американских чиновников.- «Кодекс этического поведения Сената Конгресса США» и «Кодекс этического поведения Палаты Представителей Конгресса США» 1977 года. Действие данных актов распространяется как на членов Конгресса, так и на работников аппарата.- Британский Bribery Act 2010 – «Закон о борьбе с взяточничеством 2010 г.», считается одним из лучших в мире законов по борьбе с коррупцией. В ряде аспектов отличается от американских законов.Правоприменительная практика в этой области огромна, но она также должна быть исследована. В прецедентной судебной системе прецеденты также являются источником права: если судья в США сталкивается с отсутствием в законе четкого определения, судья уполномочен и обязан определить правовую норму.Столь детальное законодательство, позволяющее достаточно эффективно выявлять факты коррупции и преследовать ее участников, не означает, однако, что никаких пробелов в этой области уже не осталось. Особенно это касается политической и системной коррупции. Это объясняется характером общественных систем в США, Британии и других странах.Заметный, хотя и ограниченный (по политическим причинам) вклад в создание антикоррупционных стандартов внесла Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая разработала собственную конвенцию по борьбе с взяточничеством в отношении иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых сделок.Определенный интерес представляет «Конвенция ООН против коррупции» (UNCAC), одобренная 31 октября 2003 г Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4).Конвенция четко фиксирует связь коррупции с другими формами преступности, в частности организованной и экономической, включая отмывание денежных средств. Констатируется транснациональный характер явления. Это имеет очень большое значение с точки зрения проблемы юрисдикции. Местные следственные органы и суды часто испытывают большие затруднения, когда имеют дело с трансграничными преступными схемами. Конвенция подробно и вполне квалифицированно перечисляет сферы деятельности, наиболее подверженные коррупции, включая публичные закупки и управление финансами, публичную отчетность, судебные органы и органы прокуратуры, частный сектор. В Главе III («Криминализация и правоохранительная деятельность»), где подробно описываются формы коррупции.В судебном процессе важно точно установить, имели ли место коррупционные отношения. В этой связи возможно использование широко распространенной в США практики тестов.Вышеупомянутый Ян Сениор (см. выше) в последней редакции 2004 г. писал:«Новое определение основано на пяти условиях, которые должны быть удовлетворены одновременно. Оно не отталкивается от какого-либо закона, этических норм и обычаев или времени и применимо к любым институтам в общественном и частном секторе в любом месте.Коррупция происходит, когда коррупционер (1) ТАЙНО оказывает (2) УСЛУГУ [прим.: по смыслу английского слова favour – материальную и нематериальную] коррумпируемому или его номинанту для оказания влияния (3) на ДЕЙСТВИЯ, которые (4) приносят ВЫГОДУ коррупционеру или его номинанту, и которые (5) коррумпируемый может совершать, согласно своим официальным ПОЛНОМОЧИЯМ».То есть, рассматривая совершенные действия следует установить: имело ли место тайное действие, предоставлялась ли услуга, принесло ли это действие выгоду, и использовались ли для этого полномочия.Параметры теста, безусловно, могут и должны обсуждаться. Например, вызывает возражение ограничение, установленное термином «тайно». В США, в частности, обсуждается проблема публичных, не тайных действий по принципу «услуга за услугу».«Тесты» на соответствие того или иного действия правонарушению – стандартная и очень важная практика, в частности, американского судопроизводства, которая представляется весьма полезной.Судебное разбирательство также может выявить неочевидное, на первый взгляд, отсутствие или неработоспособность существующих законных механизмов достижения цели, поставленной участниками коррупционных отношений. Это может дать возможность последующего устранения выявленных проблем законодательства. Суды (конечно, при условии их квалифицированности и полной независимости – эти системные вопросы здесь также не рассматриваются) способны давать важные определения на этот счет. Это способствовало бы дальнейшему совершенствованию общественных институтов: ни одно решение не может быть идеальным или «застывшим». Любое развитие общественной системы потребует соответствующих корректировок ее институтов и регулирования их деятельности.
КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ
Владимир Фролов
Если воровство – норма жизни, то в стране практически ничего нельзя сделать. Сколько бы денег ни выделяли на дороги, медицину, образование – половину разворуют. А значит разбитые дороги, бесконечные очереди в больницах, постоянно деградирующее образование.
Привычной стала болтовня российских казнокрадов о том, что воровство – это наша национальная традиция, и ничего с этим не поделать. Остается разве что только гордиться лихостью наших казнокрадов.
Но это всё ложь. Кто жил в советское время, прекрасно помнит, что не было в СССР более ворующей республики, чем Грузия. Даже большинство воров в законе из этих же мест. И как бы ни оценивали Саакашвили, но ему в значительной мере удалось победить казнокрадство и взяточничество. Не говоря уже о таком хрестоматийном примере как Сингапур, где Ли Куан Ю через жесточайшие наказания искоренил практически все человеческие пороки и воровство в том числе.
Но не обязательно бороться с воровством расстрелами и тюрьмами. Есть более демократичные методы. Это 20-я статья Конвенции ООН против коррупции («незаконное обогащение»), а также декларация о расходах. Тем более что опыт применения декларации о расходах у нас есть. В начале этого века Россия год прожила с этой декларацией, но потом она была отменена.
Самое главное сделать декларацию о расходах тотальной – для всех граждан России, чтобы чиновник не мог оформить своё имущество на подставных лиц. С точки зрения переустройства экономики принятие этих двух документов – первое, что необходимо сделать, иначе всё остальное не даст никакого результата.
Критики много пишут о трудоёмкости администрирования декларации о расходах. Но под декларирование должны подпадать только особо дорогие покупки и крупные сбережения. Например, автомобили дороже двух миллионов и недвижимость начиная с 30 – 50 млн. рублей, дорогие яхты и самолёты. Плюс счета в банке и ценные бумаги, скажем, начиная с 10 млн. рублей. Вот и весь учёт. Крайне необременительный.
Очень часто говорят, что эти меры не помогут. Мол, надзирающие службы не проявят надлежащей ретивости в отношении наших высокопоставленных воров. Я с этим категорически не согласен. Миллионы интернет-активистов выявят живущих не по средствам и принудят правоохранителей употребить в отношении них закон. Да и среди сотрудников надзорных инстанций найдётся немало любителей раскрутить громкое дело, распиарить себя. В наше время это может быть хорошей стартовой площадкой для громкой политической карьеры.

https://www.facebook.com/Frolov.anr/posts/445068035687385

Комментарии отключены.