Facebook Twitter RSS
formats

Untitled

ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ КРЕДИТОРОВ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ГРАЖДАН»

Подготовлен председателем научного совета Агентства юридической безопасности Интеллект-С, к.ю.н. Александром Латыевым.

СОДЕРЖАНИЕ:

Проект............3
Пояснительная записка.............7
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению........................................13
Финансово-экономическое обоснование................................14

ПРОЕКТ
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления правовой защиты кредиторов при банкротстве граждан»

Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации

Статья 1. Статью 25 Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №32, ст.3301) изложить в новой редакции следующего содержания:

«Статья 25. Несостоятельность (банкротство) гражданина
1. Гражданин, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, в том числе и связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. Если гражданин был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то с момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Требования кредиторов гражданина в случае признания его несостоятельным (банкротом) удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, в порядке и в очередности, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

3. В течение трех лет с момента признания гражданина банкротом он не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и не вправе занимать должности единоличного исполнительного органа и являться членом коллегиальных исполнительных органов в коммерческих организациях. Федеральным законом могут быть установлены иные ограничения, налагаемые на гражданина, в связи с признанием его несостоятельным (банкротом).

4. Основания и порядок признания судом гражданина банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).»

Статья 2. В статью 26 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №50, ст.4870) внести следующие дополнения:

1)пункт 7 дополнить абзацем следующего содержания:
«Гражданин, признанный несостоятельным (банкротом), не может занимать должность председателя кооператива в течение трех лет с момента такого признания.»;
2)пункт 8 дополнить предложением следующего содержания: «Гражданин, признанный несостоятельным (банкротом), не может занимать должность исполнительного директора кооператива.».

Статья 3. Пункт 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №50, ст.4873) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
«признание несостоятельным (банкротом), за исключением случаев управления транспортным средством работодателя при исполнении гражданином своих трудовых обязанностей;».

Статья 4. Внести в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1, ст.1) следующие изменения и дополнения:
1)пункт 1 статьи 69 дополнить новым четвертым абзацем следующего содержания:
«Гражданин, признанный несостоятельным (банкротом), не может занимать должность единоличного исполнительного органа общества в течение трех лет с момента такого признания.»;
2)пункт 1 статьи 70 дополнить новым абзацем следующего содержания:
«Гражданин, признанный несостоятельным (банкротом), не может быть членом коллегиального исполнительного органа общества в течение трех лет с момента такого признания.».

Статья 5. Пункт 3 статьи 17 Федерального закона «О производственных кооперативах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №20, ст.2321) дополнить новым четвертым абзацем следующего содержания:
«Гражданин, признанный несостоятельным (банкротом), не может занимать должность председателя кооператива в течение трех лет с момента такого признания.».
Статья 6. Внести в статью 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №34, ст.4029) следующие изменения и дополнения:
1)дополнить новым пунктом 5 следующего содержания:
«5) признан несостоятельным (банкротом), – в течение трех лет с момента такого признания»;
2)прежний пункт 5 считать пунктом 6.

Статья 7. Внести в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №7, ст.785) следующие дополнения:
1) пункт 2 статьи 40 дополнить предложением следующего содержания: «Гражданин, признанный несостоятельным (банкротом), не может занимать должность единоличного исполнительного органа общества в течение трех лет с момента такого признания.»;
2) абзац второй пункта 1 статьи 41 дополнить предложением следующего содержания: «Гражданин, признанный несостоятельным (банкротом), не может быть членом коллегиального исполнительного органа общества в течение трех лет с момента такого признания.».

Статья 8. Пункт 4 статьи 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №33 (часть I), ст.3431; 2003, №26, ст.2565) изложить в новой редакции следующего содержания:
«4. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истекли три года со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.».

Статья 9. Внести в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №43, ст.4190) следующие изменения и дополнения:
1)заголовок статьи 208 изложить в новой редакции следующего содержания:
«Статья 208. Порядок исполнения обязательств гражданина, признанного банкротом»;
2)в статье 212:
а) заголовок изложить в новой редакции следующего содержания:
«Статья 212. Прекращение принудительного исполнения обязательств гражданина»;
б) пункт 1 статьи 212 изложить в новой редакции следующего содержания:
«1. После завершения расчетов с кредиторами прекращается принудительное исполнение требований кредиторов, заявленных в ходе процедур банкротства, за исключением требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.»;
3)дополнить новой статьей 2121 следующего содержания:
«Статья 2121. Ограничения, налагаемые на гражданина, признанного банкротом
1. Гражданин, признанный банкротом:
не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя,
не вправе занимать должности единоличного исполнительного органа и являться членом коллегиальных исполнительных органов в коммерческих организациях.
не вправе управлять транспортными средствами за исключением случаев управления транспортным средством работодателя при исполнении гражданином своих трудовых обязанностей,
не вправе выезжать за пределы Российской Федерации.

2. По ходатайству гражданина, признанного банкротом, арбитражный суд может разрешить гражданину выезд за пределы Российской Федерации. Указанное ходатайство рассматривается арбитражным судом в течение пяти дней с момента его поступления в суд. Определение, вынесенное по итогам рассмотрения такого ходатайства, подлежит немедленному исполнению.

3. В паспорте гражданина, признанного банкротом, делается отметка, в которой указано, кем и когда гражданин был признан банкротом, а также содержится воспроизведение пункта 1 настоящей статьи и указание на срок, до которого действуют ограничения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. Порядок проставления отметки определяется Правительством Российской Федерации.

4. Ограничения, установленные пунктом 1 настоящей статьи, действуют в течение трех лет с момента признания гражданина банкротом.
Ограничения отменяются досрочно в случае полного погашения гражданином задолженности перед кредиторами, чьи требования заявлены в ходе процедур банкротства. В этом случае по требованию гражданина в его паспорте проставляется отметка об отмене наложенных ограничений либо по заявлению гражданина его паспорт заменяется на новый при условии уплаты гражданином государственной пошлины и возмещения им расходов на изготовление нового паспорта. Порядок проставления отметки об отмене наложенных ограничений или замены паспорта определяется Правительством Российской Федерации.

В случае отмены решения суда о банкротстве гражданина в его паспорте проставляется отметка об отмене решения о банкротстве либо его паспорт заменяется на новый без взимания государственной пошлины и возмещения гражданином расходов на изготовление нового паспорта. Порядок проставления отметки об отмене решения о банкротстве или замены паспорта определяется Правительством Российской Федерации.»;

4)пункт 2 статьи 216 исключить;
5)пункт 2 статьи 231 считать утратившим силу.
Статья 10. Внести в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №46, ст.4532) следующие изменения и дополнения:
1)абзац второй части 1 изложить в новой редакции следующего содержания:
«жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением и его размер не превышает установленный в месте нахождения этого помещения (части помещения) размер нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;»;
2)дополнить новой частью 2 следующего содержания:
«2. Если размер единственного пригодного для постоянного проживания гражданина-должника и совместно с ним проживающих членов его семьи жилого помещения (части помещения) превышает установленный в месте нахождения этого помещения (части помещения) размер нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, средства, вырученные от реализации этого жилого помещения (части помещения), направляются в депозит суда.
Из депозита суда указанные денежные средства в первую очередь направляются на приобретение для гражданина-должника и совместно с ним проживающих членов его семьи нового жилого помещения, не превышающего размера нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, нормы предоставления жилого помещения в месте жительства гражданина-должника и размера ранее принадлежавшего должнику помещения (части помещения). После приобретения для гражданина-должника нового жилого помещения оставшаяся сумма направляется на погашение расходов на продажу и требований кредиторов в соответствии с очередностью, предусмотренной законодательством.
По заявлению гражданина-должника вместо продажи единственного жилого помещения (части помещения), размер которого превышает установленный в месте нахождения этого помещения (части помещения) размер нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, может быть продана часть этого помещения, превышающая этот размер, либо соответствующая доля в праве собственности на это помещение (часть помещения).».
3)Прежнюю часть 2 считать частью 3.
Статья 11. Абзац первый пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №48, ст.4746) дополнить предложением следующего содержания: «Гражданин, признанный несостоятельным (банкротом), не может занимать должность руководителя предприятия в течение трех лет с момента такого признания.».
Статья 12. Пункт 3 статьи 33335 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №45, ст.4377) дополнить новым подпунктом 9 следующего содержания:
«9) за обмен паспорта гражданина Российской Федерации, в котором была проставлена отметка о банкротстве гражданина, в случае отмены решения суда о признании гражданина несостоятельным (банкротом)».
Статья 13.
1.Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
2.Правительству Российской Федерации до 1 января 2008 года разработать порядок проставления в паспорт гражданина отметок о банкротстве, о досрочной отмене наложенных ограничений, об отмене решения о признании гражданина банкротом, а также замены паспорта при погашении требований кредиторов или отмене решения о банкротстве гражданина.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления правовой защиты кредиторов при банкротстве граждан»

Предлагаемый проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления правовой защиты кредиторов при банкротстве граждан» (далее – Проект) направлен на усовершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем введения в действие норм, предусматривающих банкротство таких граждан, а также путем принятия дополнительных мер, гарантирующих права их кредиторов.
В настоящее время нормы о банкротстве граждан-непредпринимателей предусмотрены в §1 главы Х Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), однако в соответствии с п.2 ст.231 того же закона действие этих норм заморожено до внесения соответствующих изменений и дополнений в иные федеральные законы, в первую очередь – в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ). В соответствии с ныне действующей редакцией ст.25 ГК РФ несостоятельным (банкротом) может быть признан лишь гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем. При этом, поскольку в соответствии с абз.2 п.2 ст.3 ГК РФ нормы иных законов, регулирующих гражданскоправовые отношения, должны соответствовать ГК, без изменения ст.25 невозможно введение в действие норм Закона о банкротстве о несостоятельности граждан, не являющихся предпринимателями. Предлагаемый проект предполагает внесение соответствующих изменений в ст.25 ГК РФ, а также в ряд других законов.
Необходимость введения института банкротства граждан-непредпринимателей (так называемого «потребительского банкротства») обусловлена широким распространением в настоящее время различных инструментов потребительского кредитования. В случае невозможности гражданина расплатиться по своим долгам, необходимо принятие специальных мер, направленных на то, чтобы:
1)исключить возможность предпочтительного удовлетворения требований одних кредиторов в ущерб интересам других кредиторов гражданина,
2)не допустить участие гражданина, доказавшего, свою неспособность вести собственные дела, в предпринимательском обороте,
3)исключить возможность возникновения новых обязательств, в частности, по возмещению вреда, которые не могут быть исполнены гражданином,
4)предотвратить возможность гражданина-должника уклониться от погашения своей кредиторской задолженности путем выезда за границу,
5)предоставить лицам, вступающим в гражданские правоотношения с гражданином достоверные сведения о его имущественном состоянии.
Кроме того, существующие нормы §1 главы Х Закона о банкротстве сформулированы чрезмерно «продолжниковски», в случае введения их в действие непосредственно без изменения сложится ситуация, когда банкротство окажется достаточно простым способом освободиться от своих обязательств, не претерпевая при этом никаких существенных неудобств. В результате может сложиться «мода» на банкротство: граждане будут злоупотреблять признанием их несостоятельными вместо того, чтобы стремиться всеми силами погасить имеющуюся задолженность. Таким образом банкротство из крайнего выхода в случае несостоятельности превратится в обыденное событие. В макроэкономическом плане это неизбежно приведет к кризису потребительского кредитования, повышению стоимости кредитов, а через это – к снижению темпов развития экономики и замедлению роста ВВП.

Во избежание наступления означенных негативных последствий введения в действие института потребительского банкротства необходимо принятие ряда дополнений в существующее законодательство, которые, с одной стороны, усиливали бы правовую защиту кредиторов несостоятельного гражданина, а с другой стороны предусматривали бы наложение ряда ограничений, делающих банкротство менее привлекательным.
В предлагаемом Проекте обозначенные задачи решаются при помощи следующих мер:
1.Введение в действие норм о банкротстве граждан, не являющихся предпринимателями.
Ст.1 Проекта предполагает изменение редакции ст.25 ГК РФ с тем, чтобы распространить ее действие не только на индивидуальных предпринимателей, но и на других физических лиц.
С принятием этой поправки будет реализовано предусмотренное ныне действующим п.2 ст.231 Закона о банкротстве условие вступления в силу норм Закона о банкротстве, регулирующих несостоятельность физических лиц, не являющихся предпринимателями. В связи с этим п.5 ст.9 Проекта предусмотрено признание утратившим силу п.2 ст.231 Закона о банкротстве.
Одной из основных задач законодательства о банкротстве является исключение таких ситуаций, когда требования одного из кредиторов должника удовлетворяются в полном объеме при том, что имеющегося у должника имущества недостаточно для погашения требований других кредиторов. В такой ситуации степень удовлетворения требований кредиторов зависит исключительно от таких случайных обстоятельств, как время обращения в суд за удовлетворением своих требований, продолжительность судебного разбирательства, упорство и настойчивость кредитора в получении причитающегося ему. В то же время в такой ситуации практически невозможно учесть интересы наиболее незащищенных кредиторов – лиц, перед которыми он несет ответственность за причинение вреда, имеет алиментные обязательства и т.п.
Во избежание этого законодательство о банкротстве предусматривает, что требования кредиторов удовлетворяются в определенной очередности, при этом в первую очередь удовлетворяются требования о компенсации вреда жизни и здоровью, а также алиментные обязательства; только после полного удовлетворения требований первой очереди удовлетворяются требования второй очереди – по выплате выходных пособий и по оплате труда, авторских вознаграждений; только после полного удовлетворения требований второй очереди удовлетворяются все остальные требования. В рамках одной очереди все требования удовлетворяются пропорционально. Такие правила позволяют учесть социальные интересы наименее защищенных кредиторов гражданина и исключают возможность удовлетворения требований одного кредитора в ущерб другим.
На сегодняшний день такие правила предусмотрены ст.211 Закона о банкротстве, которая не действует в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Предлагаемое в ст.1 Проекта изменение ст.25 ГК РФ предполагает, что эти правила будут применяться и в случаях несостоятельности физических лиц – непредпринимателей.
2.Недопущение участия в предпринимательском обороте гражданина, доказавшего неспособность вести собственные дела.
Участие в предпринимательской деятельности лица, которое своими действиями доказало, что оно не способно надлежащим образом свои дела, может привести к серьезным проблемам в экономической жизни страны. С тем, чтобы исключить такое участие, законодательством о банкротстве юридических лиц предусмотрено, что следствием признания юридического лица банкротом является его ликвидация по окончании расчетов с кредиторами. Ныне действующее законодательство о несостоятельности индивидуальных предпринимателей (п.1 ст.216 Закона о банкротстве) предусматривает, что с момента признания гражданина банкротом утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. П.2 той же статьи предусматривает, что банкрот не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года со дня признания его банкротом. Ныне действующий п.4 ст.221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также предусматривает, невозможность регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в течение года со дня признания его банкротом.
В связи с этим предлагается распространить запрет на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в течение определенного периода, после признания гражданина банкротом, и на случай потребительского банкротства.
Кроме того, предлагается увеличить срок, в течение которого невозможна такая регистрация, до трех лет. Проект в целом предполагает, что устанавливаемые в отношении банкрота ограничения должны действовать в течение трех лет со дня признания его банкротом. Трехлетний срок обусловлен тем обстоятельством, что наше действующее законодательство предусматривает общий трехлетний срок исковой давности, а также трехлетний максимальный срок исполнительного производства. Таким образом, можно констатировать, что установление именно трехлетнего срока является обычным для отечественного законодательства.
На недопущение регистрации банкрота в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех лет со дня признания его банкротом направлены п.3 предлагаемой редакции ст.25 ГК РФ (ст.1 Проекта), предлагаемая новая редакция п.4 ст.221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст.8 Проекта) и абз.2 п.1 предлагаемой ст.2121 Закона о банкротстве (п.3 ст.9 Проекта). Поскольку запрет на регистрацию банкрота в качестве индивидуального предпринимателя уже будет закреплен в общей ст.2121 Закона о банкротстве, отпадает необходимость в норме п.2 ст.216 Закона о банкротстве, в связи с чем п.4 ст.9 Проекта предусмотрено ее исключение.
Кроме того, гражданин, показавший неспособность вести собственные дела, не должен иметь возможность участвовать в предпринимательской деятельности и выступая в качестве исполнительного органа коммерческих организаций. Проектом предлагается в течение того же трехлетнего срока запретить гражданину, признанному банкротом, занимать должности единоличного или члена коллегиального исполнительного органа коммерческих организаций.
Соответствующие положения предлагается включить в п.3 ст.25 ГК РФ (ст.1 Проекта), а также в федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов коммерческих организаций, а именно: «О сельскохозяйственной кооперации» (ст.2 Проекта), «Об акционерных обществах» (ст.4 Проекта), «О производственных кооперативах» (ст.5 Проекта), «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст.7 Проекта) и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст.11 Проекта). Поскольку деятельность хозяйственных товариществ полностью регулируется ГК, достаточно внесения изменения в него. Кроме того, соответствующее положение предлагается включить в абз.3 п.1 ст.2121 Закона о банкротстве (п.3 ст.9 Проекта).
3.Исключение возможности возникновения новых обязательств, в частности, по возмещению вреда, которые не могут быть исполнены гражданином.
В отличие от юридических лиц, банкротство которых влечет их ликвидацию, гражданин-банкрот продолжает жить. В ходе своей жизни у него могут возникнуть дополнительные обязательства, которые он не сможет исполнить в силу того, что у него отсутствует имущество.
В частности, гражданин может причинить вред жизни, здоровью или имуществу других лиц. Такие лица наиболее беззащитны в случае несостоятельности должника, т.к., с одно стороны, лицо, которому причинен ущерб, как правило, не имело возможности предотвратить причинение вреда. Кроме того, в большом количестве случаев пострадавшими оказываются социально незащищенные граждане.
Кроме того, причинение вреда жизни или здоровью других лиц отрицательно сказывается и на других кредиторах банкрота, т.к. появляются новые кредиторы первой очереди, что уменьшает шансы других кредиторов на погашение их задолженности.
В связи с этим возникает необходимость в минимизации возможного вреда, который может быть причинен гражданином, признанным банкротом. Одним из наиболее распространенных случаев причинения вреда является причинение вреда источником повышенной опасности. В условиях современной России наиболее распространенным источником повышенной опасности являются автотранспортные средства.
В случае признания гражданина банкротом принадлежащие ему транспортные средства должны быть проданы, а суммы, полученные от продажи, – направлены на погашение задолженности. Однако такой гражданин может управлять транспортными средствами, принадлежащими другим лицам. В случае с автотранспортными средствами такое управление осуществляется на основании доверенности на управление транспортным средством.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.1079 ГК РФ лицо, управляющее транспортным средством на основании доверенности на управление, признается владельцем источника повышенной опасности и обязано возмещать ущерб, причиненный таким источником, вне зависимости от его вины. Поскольку банкрот не имеет возможности возместить причиненный ущерб, необходимо исключить возможность причинения им вреда, а значит – запретить ему быть владельцем источника повышенной опасности.
С этой целью в абз.4 п.1 ст.2121 Закона о банкротстве (п.3 ст.9 Проекта) предложено предусмотреть запрет для гражданина-банкрота управлять транспортными средствами. С той же целью предложено включить в п.1 ст.28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» норму о том, что признание гражданина банкротом влечет лишение его права на управление транспортными средствами. Это ограничение, как и другие ограничения, предусматриваемые Проектом, должно быть срочным, и устанавливается на три года.
В то же время, поскольку управление транспортными средствами может быть единственным источником доходов гражданина, предусмотрено исключение из этого правила: запрет на управление не распространяется на те случаи, когда такое управление осуществляется в порядке выполнения трудовых обязанностей на транспортном средстве работодателя. В этом случае лицо, управляющее транспортным средством, не становится владельцем источника повышенной опасности, владельцем является работодатель. Соответственно, ответственность за причиненный вред будет нести работодатель, а не гражданин-банкрот.
4.Предотвращение возможности гражданина-должника уклониться от погашения своей кредиторской задолженности путем выезда за границу.
Действующим законодательством предусмотрено ограничение на выезд за границу для лиц, уклоняющихся от исполнения своих договорных обязательств. Поскольку банкротство является крайним случаем неисполнения обязательств, предлагается запретить гражданину, признанному банкротом, в течение трех лет со дня такого признания выезжать за границу.
Для реализации этого предложения соответствующие нормы включаются в ст.15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ст.6 Проекта) и в абз.5 п.1 ст.2121 Закона о банкротстве (п.3 ст.9 Проекта).
В то же время у гражданина может возникнуть необходимость выехать за границу по уважительным причинам (на лечение, в рабочую командировку, на похороны родственников и т.п.). Для того, чтобы гражданин мог совершить такую поездку предлагается предусмотреть возможность разрешения гражданину выехать за границу. Такое разрешение должно даваться в судебном порядке. Соответствующее положение предусмотрено в п.2 предлагаемой ст.2121 Закона о банкротстве (п.3 ст.9 Проекта).
5.Предоставление лицам, вступающим в гражданские правоотношения с гражданином достоверных сведений о его имущественном состоянии.
Гражданин, признанный банкротом, продолжает участвовать в гражданском обороте. Он может вновь брать кредиты, чем создается опасность увеличения его задолженности.
Запрет на получение гражданином-банкротом кредитов нецелесообразен, т.к. в случае получения кредита в нарушение такого запрета последствием будет его обязанность вернуть полученные деньги, точно так же, как и в случае обычного кредита. При этом недействительность договора займа отрицательно скажется на правах кредитора, т.к. повлечет за собой и недействительность возможных обеспечительных договоров (залога, поручительства и т.п.).
В связи с этим предлагается не запрещать получение банкротом займов. Однако кредитор, вступающий в отношения с гражданином, должен знать о том, что он был признан банкротом, чтобы, вступая в договорные отношения, отдавать себе в этом отчет и принимать на себя риск неисполнения банкротом своих обязательств.
Для того, чтобы обеспечить информированность потенциальных кредиторов о том, что гражданин является банкротом, предлагается вносить в паспорт гражданина отметку о признании его банкротом. При этом в текст отметки предлагается включать существенные сведения: дату признания гражданина банкротом, орган, вынесший решение о признании банкротом, перечень ограничений, которые установлены законодательством для банкрота, а также срок, в течение которого действуют эти ограничения.
В случае досрочной отмены ограничений, установленных для гражданина-банкрота, отметка в его паспорте о банкротстве погашается либо гражданин получает право на замену паспорта при условии уплаты государственной пошлины и компенсации расходов на изготовление паспорта. В случае отмены решения суда о признании гражданина банкротом в его паспорте также делается соответствующая отметка либо гражданин получает право на замену паспорта без взимания с него государственной пошлины и без возмещения им расходов на изготовление нового паспорта. При отсутствии основания для досрочной отмены ограничений, установленных для банкрота, погашение отметки о банкротстве в паспорте не предполагается. Об окончании действия этих ограничений можно будет узнать по отметке о сроке, на который установлены соответствующие ограничения.
Реализации этих предложений посвящены пп.3-4 предлагаемой ст.2121 Закона о банкротстве (п.3 ст.9 Проекта). Кроме того, предлагается дополнить п.3 ст.33335 Налогового кодекса РФ (ст.12 Проекта) новым подпунктом, освобождающим от уплаты государственной пошлины за обмен паспорта в случае отмены судебного решения о признании гражданина банкротом.
Разработка форм отметок в паспорт гражданина, порядка их проставления, а также замены паспорта возлагается Проектом на Правительство Российской Федерации.
6.Изменение порядка исполнения обязательств гражданина, признанного банкротом.
Существующая в настоящее время редакция ст.212 Закона о банкротстве предполагает, что после завершения расчетов с кредиторами все требования, заявленные в ходе банкротства, прекращаются. Это существенно нарушает права кредиторов и способствует злоупотреблению банкротством в целях уклонения от уплаты долгов.
В связи с этим Проектом (п.2 ст.9) предлагается внести изменения в ст.212 Закона о банкротстве. В соответствии с предлагаемой редакцией п.1 ст.212 Закона о банкротстве требования кредиторов не прекращаются, а прекращается только их принудительное исполнение. Таким образом, предлагается уравнять воздействие, которое оказывается банкротством на обязательства должника, с воздействием, которое оказывает на обязательство истечение срока исковой давности.
В соответствии с предлагаемой редакцией ст.212 Закона о банкротстве у должника сохраняется право добровольно погасить требования кредиторов, при этом в качестве поощрения за такое добровольное погашение абз.2 п.4 предлагаемой ст.2121 Закона о банкротстве (п.3 ст.9 Проекта) предусмотрено досрочное снятие ограничений, установленных для гражданина, признанного банкротом.
7.Изменение перечня имущества, на которое не может быть обращено взыскание кредиторов.
Согласно п.1 ст.205 ныне существующей редакции Закона о банкротстве в конкурсную массу при банкротстве гражданина не включается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Перечень такого имущества установлен в ст.446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В частности, взыскание не может быть обращено на единственное пригодное для проживания должника и членов его семьи жилое помещение (абз.2 ч.1 действующей редакции ст.446 ГПК РФ). Между тем, жилое помещение зачастую является единственным ликвидным имуществом, за счет которого можно бы было погасить задолженность гражданина. Запрещая обращать взыскание на единственное жилое помещение, законодатель не учитывает размеры этого помещения. В результате вполне вероятна ситуация, когда гражданина, не исполняющий свои обязательства, живет в помещении, намного превосходящем по размеру обычные представления о жилье, в котором проживает несостоятельный должник, однако на это жилье не может быть обращено взыскание, поскольку это помещение единственное, в котором он может проживать. Таким образом, очевидно, что при решении вопроса о перечне имущества, на которое может быть обращено взыскание, законодатель поставил интересы жилищной политики выше интересов защиты законных прав кредиторов. В настоящее время наблюдается дисбаланс между этими интересами в пользу должника.
Проектом (ст.10) предлагается внести изменения в ст.446 ГПК РФ с тем, чтобы допустить возможность обращения взыскания на единственное жилое помещение должника, если его размер превышает определенные нормы. При этом Проектом предусматриваются специальные положения, направленные на защиту жилищных прав должника.
Предлагается не обращать взыскание только на то жилое помещение, размер которого не превышает установленный в месте нахождения этого помещения (части помещения) размер нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (предлагаемая редакция абз.2 ч.1 ст.446 ГПК РФ). В соответствии с ч.1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), эта нормативная площадь устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации.
На жилое помещение, превышающее по размерам указанную норму, предлагается обращать взыскание. При этом в целях защиты жилищных прав должника предлагается применять особый механизм расходования вырученных от продажи этого помещения средств. Средства, вырученные от продажи помещения, должны быть направлены в депозит суда, с тем, чтобы впоследствии на них было приобретено новое жилье для должника. При этом предлагается ограничить размер нового приобретаемого помещения: его размер не должен превышать
а) размера нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, устанавливаемой органами субъекта Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.159 ЖК РФ (в противном случае на это вновь приобретенное помещение снова могло бы быть обращено взыскание);
б) нормы предоставления жилого помещения в месте жительства гражданина-должника, устанавливаемой в соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ органами местного самоуправления;
в) размера ранее принадлежавшего должнику помещения (части помещения).
Оставшуюся после приобретения нового жилого помещения для должника предлагается сумму направлять на погашение задолженности перед кредиторами.
Реализация данного предложения возможна даже без введения в действие процедуры банкротства граждан-непредпринимателей и способна существенно повысить процент исполнения судебных решений.

Статьей 13 Проекта предлагается ввести его в действие с 1 января 2008 года; Правительству Российской Федерации предлагается разработать порядок проставления в паспорт гражданина отметок о банкротстве, о досрочной отмене наложенных ограничений, об отмене решения о признании гражданина банкротом, а также замены паспорта при погашении требований кредиторов или отмене решения о банкротстве гражданина.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТМЕНЕ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЮ
в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления правовой защиты кредиторов при банкротстве граждан»

Законопроектом вносятся изменения в следующие федеральные законы:

1)Честь первую Гражданского кодекса Российской Федерации;
2)Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»;
3)Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»;
4)Федеральный закон «Об акционерных обществах»;
5)Федеральный закон «О производственных кооперативах»;
6)Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
7)Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
8)Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
9)Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»;
10)Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
11)Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
12)Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, введение законопроекта в действие потребует внесения изменений в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №828 от 08 июля 1997 года) в части определения порядка проставления в паспорт гражданина отметок о банкротстве, о досрочной отмене наложенных ограничений, об отмене решения о признании гражданина банкротом, а также замены паспорта при погашении требований кредиторов или отмене решения о банкротстве гражданина.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления правовой защиты кредиторов при банкротстве граждан»

Предлагаемый законопроект направлен на уменьшение негативных последствий неисполнения своих обязательств гражданами, не являющимися предпринимателями. Вследствие широкого распространения потребительского кредитования объем непогашаемых кредитов постоянно растет. Это приводит к уменьшению доходов лиц, предоставляющих кредиты, а следовательно – к уменьшению налоговых поступлений, разорению мелких предпринимателей, обострению социально-экономической ситуации в стране.
Предлагаемые законопроектом меры способны увеличить исполняемость судебных решений о взыскании денежных средств, в том числе в пользу бюджетов всех уровней. Повышение исполняемости судебных решений положительно скажется на объеме налоговых поступлений.
Реализация законопроекта потребует единовременных расходов из федерального бюджета на изготовление оснастки для проставления в паспорта граждан, признанных банкротами отметок о банкротстве, о досрочной отмене наложенных ограничений, об отмене решения о признании гражданина банкротом. Кроме того, потребуется дополнение баз данных органов внутренних дел сведениями о признании граждан банкротами с тем, чтобы в случае замены паспорта невозможно было избежать проставления отметки о банкротстве. Вероятно потребуется введение дополнительных штатных единиц работников, занимающихся ведением этой базы и проставлением отметок в паспорта.
Дополнительно на государство возлагается обязанность по замене за свой счет паспорта гражданина в случае отмены решения суда о признании гражданина банкротом.
В то же время ожидаются дополнительные поступления от уплаты государственной пошлины за обмен паспорта в случае досрочного погашения должником своих обязательств.

Комментарии отключены.