Facebook Twitter RSS
formats

Головин Д.А.

Published on 29.11.2004, by in Наши статьи.
Хотите жить как в Америке? Как в Швейцарии? Германии? Дурацкий вопрос, правда? Кто же не хочет? Любого спроси – просто мечта! Дальше начнутся скучные нравоучения. И уточнение позиций. А вы действительно хотите жить как в Америке? Хотите жить как в Америке? Как в Швейцарии? Германии? Дурацкий вопрос, правда? Кто же не хочет? Любого спроси – просто мечта! Дальше начнутся скучные нравоучения. И уточнение позиций. А вы действительно хотите жить как в Америке? Тогда Вы должны быть готовы к тому, что потребуется такое качество, как добропорядочность. Честность. Соблюдение всех законов. Активная гражданская позиция. Чувство ответственности. За своих детей. За своих стариков. За свой город. За область. За страну. Образ жизни «моя хата с краю» невозможен в таком обществе. Ты ответственен за все. За дурака – чиновника, за взяточника – мента, за неумеху – доктора, за тупицу – учителя. И нельзя проходить мимо если видишь непорядки, несправедливости или нарушения законов. Когда обсуждаешь это с кем-нибудь, мне часто отвечают: «Конечно, хорошо быть большим и сильным – тогда можно позволить себе взбеситься при виде несправедливости. Но не всем так в жизни везет. И что нам делать, если мы маленькие и слабые, а жизнь так трудна?!» А -реагировать надо, господа! Сигнализировать куда следует. Ставить в известность, кого следует. Доносить, в конце концов. И отказаться навсегда от мысли, что это плохо. Конечно, я мечтатель. Я пытаюсь пойти против самой природы советского/русского человека, который с детского садика знает, что стучать и ябедничать нехорошо. Стукачей презирают, избегают, бьют. Они изгои практически в любом более-менее замкнутом обществе (в школе, в тюрьме, в армии, студенческой группе, в трудовом коллективе). Понимаю, что трудно, но двигаться в этом направлении надо начинать. … Гид в Турции рассказал: «Есть кардинальное отличие немцев от русских – по туристам видно. Это отличие в способе разрешения конфликтов. Если немецкий турист чем-то недоволен, своего недовольства он явно не высказывает. Он набирает телефон руководства моей компании и жалуется им напрямую. А руководство уже решает вопросы со мной. С русскими туристами такого не бывает никогда. Если русский имеет претензии – он выскажет их мне тут же в лицо. Эмоционально выскажет. Так, чтоб до меня точно дошло. Бывали случаи, когда русские орали, ругались, возмущались, но никогда – никогда! – за пять лет моей работы не звонили в головной офис и не жаловались на меня директору.» Один из первых нравственных уроков, излекаемых ребенком в песочнице, является заповедь «не стучи». Не ябедничай. Если он сразу не проникнется – будет ябедой- корябедой. В фильмах, которые смотрят дети, ябедников мучают и презирают, относятся к ним с отвращением. «Он ябеда! Бей его!» Может это и хорошо. Твои проблемы – ты и решай. Может, это приучает к самостоятельности. Приучает к мысли, что нет никого большого и сильного, кому можно пожаловаться – и справедливость будет восстановлена. Но ребенок растет. Растут его проблемы. Меняются способы из разрешения. И уже одному решить их становится трудно. Нужно искать единомышленников и объединяться с ними. Они и объединяются. От преступных сообществ до общественных организаций – в силу своих представлений о справедливости и способах ее достижения. Или водку пьют, чтобы проблем в упор не видеть. Спать наяву – не так страшно, как жить. Жить в России. Государство для русских всегда олицетворяло силу – не сказать, чтобы спокойную, уверенную и добрую, потому как государство у нас – вещь довольно непредсказуемая, сильно смахивающая на обезьяну с гранатой. Государственные «силовые структуры» с той самой обезьяной и сравнивают – вдруг метнули гранату – получи, фашист! – «Юкосу» без видимых стороннему наблюдателю причин. Остальные ресурсопродающие компании, надо понимать – честные?! Или – бац, вдруг: команда Абрамовича наошибалась на миллионы долларов, а против Аяцкого даже дело заводили. Остальные 87 руководителей субъектов – вне подозрений! Все в белом! Пока... Можете представить себе здравомыслящего человека, который подойдет к этой «обезьяне» и скажет: «Уважаемая! Прошу Вас в целях дальнейшего улучшения нашей жизни метнуть гранату вот по этому адресу: (…). Потому как денег там воруют немеренно и терпеть это воровство мочи никакой нету!» Во-первых, подойти- то страшно. Во-вторых, есть вероятность того, что граната в тебя и прилетит. В-третьих, есть, конечно, вероятность того, что она полетит по назначению. И как вам эта лотерея?! Конечно, просто великолепно, когда власть разумна, вменяема и достаточно сильна. Тогда к ней хочется обращаться за помощью, испытывая к ней доверие. А к нынешней власти в ее облике обращаться не хочется. Поэтому все призывы информировать и писать заявления – мимо. К телефонам доверия население хоть и стало потихоньку привыкать, но особой потребности в них не испытывает – позвонишь вот так вот, сдуру-то, а потом тебя же по судам и затаскают, как свидетеля. Или башку в подъезде пробьют – как стукачу и ябеде. А – нечего потому что! Какой вывод? Простой. Движение к гражданскому обществу (напомню: это, где каждый человек чувствует себя ответственным за судьбу страны) надо начинать с двух сторон: властям надо становиться более вменяемыми и открытыми, объяснять нам цели, которые они ставят перед обществом, и как они до этих целей собираются нас довести. А каждому из нас необходимо ощутить свою ответственность – за себя, за свою семью, за свою страну. И постараться их улучшить – в любой последовательности. И – заживе-е-ем!