Facebook Twitter RSS
formats

Шкоп И.Л. «Администрация обязана ориентироваться на меня — своего клиента».

Published on 04.01.2005, by in Наши статьи.

“...Бизнесмен для чиновника – это клиент, который может заплатить (налогами, рабочими местами) за качественные услуги (социальную стабильность, отсутствие административных преград для бизнеса и пр.). Когда предприниматель приходит, например, в управление по жилищной политике городской администрации, чтобы перевести квартиру на первом этаже в статус нежилого помещения, этим он прямо говорит чиновнику: «Я хочу потратить деньги в этом городе, организовать в нем новое дело, создавать рабочие места, платить налоги, предоставлять городу новые товары или услуги». Что должен сделать чиновник, услышав подобное? Правильно, взять у предпринимателя заявление и как можно быстрее перевести его недвижимость в статус нежилого помещения. Чтобы не было никаких задержек в развитии города. В бизнесе это называется клиентоориентированный подход...”Администрация обязана ориентироваться на меня – своего клиента.

Илья Шкоп
Директор агентства недвижимости «Роттердам»
Член Совета Уральской палаты недвижимости (УПН)

Взаимодействие бизнеса и власти в России сегодня не получается. В том числе потому, что каждый представитель власти – чиновник или депутат – не воспринимает свою работу как участие в бизнес-процессе. Между нами только то отличие, что цель предпринимателя – добиться процветания своего предприятия, а задача чиновника – проделать то же самое со своим районом, городом, областью.
Бизнесмен для чиновника – это клиент, который может заплатить (налогами, рабочими местами) за качественные услуги (социальную стабильность, отсутствие административных преград для бизнеса и пр.). Когда предприниматель приходит, например, в управление по жилищной политике городской администрации, чтобы перевести квартиру на первом этаже в статус нежилого помещения, этим он прямо говорит чиновнику: «Я хочу потратить деньги в этом городе, организовать в нем новое дело, создавать рабочие места, платить налоги, предоставлять городу новые товары или услуги». Что должен сделать чиновник, услышав подобное? Правильно, взять у предпринимателя заявление и как можно быстрее перевести его недвижимость в статус нежилого помещения. Чтобы не было никаких задержек в развитии города. В бизнесе это называется клиентоориентированный подход.
Но я не вижу, чтобы у кого-то из властных функционеров было желание так поступать. Например, тот же перевод жилого помещения в нежилое можно произвести за считанные дни, однако стараниями чиновников процедура растягивается на год и более. Предприниматель должен собрать неимоверное количество глупых и дублирующих друг друга бумажек. Например, ему надо испросить совета у городского комитета по развитию товарного рынка, чем ему следует торговать. Неужели мэрия знает это лучше, чем бизнесмен? Надо также получить заключения от санэпиднадзора и пожарных. А заключения эти почти одинаковые, и суть их в том, что: «надо соблюдать технические нормы…». Сначала предприниматель собирает все эти справки. А потом относит в комиссию, в которой заседают руководители того же санэпиднадзора, пожарной охраны ect. Смотрят они на справки, выданные их же подчиненными, и думают: «можно или нельзя».
Понятно, что часто предприниматель не может быстро сделать перевод, потому что хочет невозможного. И все равно он начинает жаловаться и говорить об административных барьерах. Я допускаю, что половина жалоб (официальных и неофициальных) на администрацию – пустые. Но вторая половина…
Предприниматель по определению не должен быть специалистом по изменению статуса недвижимости. Требовать от него знания норм и правил, заставлять ходить по десяткам инстанций – просто издевательство. Не надо ему это знать и уметь. Это не его задача!
Мы, представители Уральской палаты недвижимости, еще в январе 2004 г. предложили городской думе свое видение процедуры перевода жилого в нежилое. Но городские депутаты до сих пор официально не ответили на наши предложения.
Государственная дума как раз принимает новую редакцию Жилищного кодекса, который должен облегчить эту процедуру. Я обращался к разработчикам кодекса, в частности предлагал предусмотреть уведомительный характер изменения статуса недвижимости (то есть владелец квартиры не просит разрешения, а просто ставит администрацию в известность, что его недвижимость поменяла статус). Не договорились. После принятия кодекса, думаю, мы возобновим разговор.
По моему мнению, перестроить существующую забюрократизированную систему отношений администрации и бизнеса во многом могут сами предприниматели. Это касается не только перевода жилого в нежилое, но и отведения участков под застройку, организации конкурсов по распределению муниципальных заказов на товары и услуги. Главное – не молчать, а все время давить на власть или хотя бы приглашать ее к диалогу. Я не думаю, что процедуры, действующие сегодня на рынке недвижимости Екатеринбурга, изменятся в ближайшие год-два. Но считаю возможным изменить предпринимательское сознание, доказать, что мы хотим и можем менять правила игры не только в городе, но и в стране. Мы это сделаем. Может, через пять лет, может, через двадцать пять. Уже приходит поколение молодых предпринимателей, не имеющих советской привычки кланяться чиновнику.
Что касается той самой смены статуса помещений, то я как директор агентства недвижимости мог бы сам взяться за построение понятной и прозрачной процедуры. Но пока по деньгам не тяну. Если бы у меня были два юриста, которые целыми днями сидели, писали письма во все инстанции, то мы бы это сделали…
Зачем мне лично это нужно? Ну, во-первых, как только предприниматели Екатеринбурга получат более-менее свободный доступ к коммерческой недвижимости, они станут ее активно продавать и покупать, появится новый рынок для моего бизнеса. Во-вторых, я родился в лучшей стране в мире и надеюсь умереть в лучшей. А жить хочу долго и в России.

«Деловой квартал»
№ 47 от 20 декабря 2004 г.

Home Публикации Наши статьи Шкоп И.Л. «Администрация обязана ориентироваться на меня — своего клиента».