Facebook Twitter RSS
formats

А. Сапожников. Опыт работы с ТС «Пятерочка» (ООО «Эконом-торг»).

Published on 09.02.2005, by in Наши статьи.

Взаимодействие торговых сетей с поставщиками не всегда складывается гладко, а конкуренция заставляет последних создавать все более выгодные условия для магазинов. Безусловно, бывает, возникают разногласия и по срокам платежей, и по условиям поставок, но то, как поставлена работа с поставщиками у ТС «Пятерочка» – совершенно особый случай. В этом я смог убедиться на собственном опыте.
Взаимодействие торговых сетей с поставщиками не всегда складывается гладко, а конкуренция заставляет последних создавать все более выгодные условия для магазинов. Безусловно, бывает, возникают разногласия и по срокам платежей, и по условиям поставок, но то, как поставлена работа с поставщиками у ТС «Пятерочка» – совершенно особый случай. В этом я смог убедиться на собственном опыте.
Когда в 2003 году «Пятерочка» пришла на Урал, у нее возникли определенные проблемы с поставщиками, т.к. эти магазины изначально позиционировали себя как магазины эконом-класса и привлекали покупателей демпинговыми ценами. Подобная политика руководителя сети В. Дмитриева не нашла отклика у местных торговых сетей, которые определенным образом «надавили» на основных оптовых поставщиков, отсюда – проблемы с ассортиментом товаров на полках. После общения с менеджментом «Пятерочки» у меня сложилось впечатление, что они заинтересованы в появлении новых поставщиков, и, несмотря на предупреждения со стороны о том, что магазин имеет неважную деловую репутацию, мы договорились о поставке товаров на сумму 380 тысяч рублей в июне 2004 года.
Наше сотрудничество началось с изменений типового договора, в котором меня не устраивал целый ряд пунктов. В частности, пункт о выплате мною бонусов в размере тысячи долларов «Пятерочке» за то, что они продают мой товар, пункт, который гласил, что владельцем товара становится «Пятерочка» с момента передачи товара на складе, о том, что я должен предоставить на витрины полную выкладку товаров, которые не оплачиваются… Все это я исправил, и после согласования сторон договор был подписан.
Прежде чем товар попадает в один из магазинов «Пятерочки», он принимается на центральном складе. Серьезные проблемы начались еще там, когда я сдавал товар. Малейшая замятость, царапина, неровность – все это тут же отбраковывалось и не принималось. Подобной тщательности нет ни у одной торговой сети в городе.
Далее возникли проблемы с реализацией. Поскольку оплата со мной должна была быть произведена спустя месяц после поставки, приблизительно через неделю я зашел в один из магазинов удостовериться, что товары продаются. Оказалось, что значительная часть товара не только не продавалась, но даже и не была выставлена! И это при полупустых полках отдела бытовой химии! Я готов принять факт, что понятие мерчендайзинга для магазинов подобного уровня – это термин будущего, но чтобы товары были реализованы, их нужно хотя бы выставить в продажу! После общения с руководящим составом магазина мне довелось узнать, что в «Пятерочке», из-за экономии на штрих-кодах процветает воровство, и дорогие товары (как, например, спрей от комаров «Офф» – здесь это считается дорогим товаром) лежат где-то в недоступном для покупателя месте, а об их присутствии в ассортименте напоминает лишь скромное объявление на кассе: «В продаже имеется…» Не могу винить в этом самих продавцов, у которых компания удерживает до 30% заработной платы из-за недостачи (источник: http://www.informacia.ru/news/news4105.htm), поэтому, как утверждают некоторые продавцы, им выгодно вообще не выставлять дорогие товары в открытую продажу.
Что касается более дешевой группы товаров, то ее не было в продаже только потому, что в отделе не нашлось человека, который взял бы на себя функцию обновления ассортимента, поэтому товар стоял в коробках неподалеку от витрин или под ними.
Спустя месяц подошел срок оплаты, о котором не вспомнил никто, кроме меня самого. Я обращался в отдел закупа, в бухгалтерию, к управляющим, но все делали круглые глаза и не желали продолжать разговор. Проблематичным оказалось найти человека, с которым можно было бы решить этот вопрос. Все являются ответственными, но никто не принимает решения об оплате. Все контактные телефоны-мобильники вдруг оказались заблокированы. При звонках в офис меня просто ни с кем не соединяли. Несколько попыток записаться на прием лично к господину Дмитриеву не принесли никаких результатов – Главный всегда занят, но только Главный может решить, кому будут платить, а кому нет. На мои требования вернуть деньги или решить проблему в судебном порядке служащие лишь усмехались и заявляли, что договор составлен неглупыми юристами и суд – не выход из ситуации. Только потом я узнал, что В.Дмитриев в одном из своих интервью официально заявил, что строит свою сеть за счет поставщиков, но изменить ничего уже было нельзя.
Так, в «поисках правды» прошло полгода. Эти полгода я запомню на всю оставшуюся жизнь: откровенное хамство со стороны некоторых сотрудников, нежелание вести нормальный диалог, неумение сдерживать обещания и следовать правилам делового общения.
На 15 января 2005 года остаток долга составил 45 тысяч рублей. Я понимаю, что отделался легким испугом, т.к. встречал в офисе «Пятерочки», где приходилось бывать не реже двух раз в неделю, предпринимателей, которые находились в более печальном, чем я, положении. Поэтому хочется сказать всем: если хотите работать с «Пятерочкой», нужно иметь железные нервы, уйму времени и денег, а также хорошего адвоката.

P.S. Новая форма общения с поставщиками ТС «Пятерочка» заключается во внедрении в жизнь очередного «ноу-хау»: хочешь получить информацию или задать какой-либо вопрос по поводу давно просроченных платежей – позвони много раз и запишись на прием к начальнику отдела закупа, которая назначит встречу через месяц. Когда пройдет месяц и ты поймешь, что тебе опять ничего не заплатили – повтори процедуру. И так, пока не повезет.

Анатолий Сапожников.
Директор ООО «Бриз»

Справка:
Открыт 17-тый по счету, дискаунтер сети «Пятерочка» (11 объектов — в Екатеринбурге и 6 — в городах области: Березовском, Полевском и Первоуральске). Владелец франчайзинговой сети Владимир Дмитриев уверяет, что к концу 2005 г. доведет число магазинов до 30, после чего возьмется за строительство гипермаркетов. В 2004 г. федеральная сеть «Пятерочка» — первой в России — намеревалась перешагнуть рубеж торгового оборота в $1 млрд. (считая франчайзинговые магазины). В 2003 г. компания наторговала на $933 млн., оставив позади Metro Cash & Carry ($900 млн.) и дискаунтеры «Магнит» ($570 млн.). Конкуренция только начинается (по материалам журнала «Деловой квартал». Декабрь 2004 г.).



Home Публикации Наши статьи А. Сапожников. Опыт работы с ТС «Пятерочка» (ООО «Эконом-торг»).