Facebook Twitter RSS
formats

МАКСИМ СТАРОДУБЦЕВ, член Комитета 101, директор уральского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований, президент Ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория», директор ООО МС «Мегус-АМТ». РЕЙТИНГ.

Published on 01.08.2008, by in АКТУАЛЬНО !!!.

Свердловским отделением ОПОРА России и Ассоциацией медицинских страховщиков «Территория» в начале 2008г года подготовлен второй сравнительный анализ страховых медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования Свердловской области.

Оценивались данные, предоставленные ТФОМС Свердловской области по организации защиты прав застрахованных. Т.е. той деятельности, для чего, в сущности, и создавалось ОМС и о чем, на наш взгляд, практически повсеместно забыто.
Рейтинг, методика его расчета, а так же реакция на его опубликование – здесь...

комментарий Комитета 101...

статья М.Стародубцева “Медицина и коррупция”

Медицина и коррупция (причем мы и Комитет 101?)
Когда соединяют слова «медицина» и «коррупция», то речь идет, обычно, о вещах банальных — о «кривых» конкурсах на поставку лекарств, оборудования, – т.е. о скучных бюджетных прегрешениях. При том, что уровень наличности, проходящей по линии «белых халатов» в разы превышает «частное» финансирование «гаишников». С последствиями, смею уверить, куда более печальными. Но давайте разберемся, что такое платная медицина в бюджетном здравоохранении? Народ возмутится: причем здесь коррупция? Наоборот — платная медицина — это хорошо, отлично. Типа, я за свои деньги могу требовать надлежащее качество услуг. С одной стороны это так. Но! Во первых — Вы покупаете товар, оценить который (в отличии, например, от последней модели авто) — не в состоянии. И потому в отношениях врач (продавец) — пациент (покупатель), по любому, будете находиться в положении «лоха», развести которого на стоимость услуг и минимум затрат — исключительно дело порядочности медика. Однако благородство – категория не рыночная и надеяться на нее, простите за выражение, – идеализм. Во вторых, Вы уже поучаствовали в оплате услуг «бесплатных», государственных. Уплатив в рамках ЕСН взнос в систему ОМС. А если Вы владелец бизнеса (или просто акционер), то сделали это повторно — ибо часть налогов юр.лиц идет на содержание здравоохранения.
Теперь задумаемся над следующим: если человек может получить качественную услугу бесплатно, то зачем за нее платить ? Вот и получается, что для получения «кэша» от пациентов необходимо соблюсти обязательное условие — неудовлетворительное качество этой услуги бесплатной. Ну, что б возникло желание искать альтернативу. И такая альтернатива находится. Следующие цифры являются диагнозом способности государства удовлетворять потребности граждан в медицинской помощи: объем добровольного медстрахования в России за период с 2000 по 2008 гг. увеличился с 11 до 68 млрд руб. В 2010 г. объем сектора ДМС достигнет 90 млрд руб. Второе место по темпам роста занимают кассовые платежи клиникам. Их объем за период с 2000 по 2008 гг. вырос с 48 до 283 млрд рублей. В 2010 г. он составит 366 млрд руб. Теневой сектор рынка медуслуг в период с 2000 по 2008 гг. увеличился с 25 до 107 млрд руб. Рост теневого сектора продолжится, и в 2010 г. он достигнет 129 млрд руб.» (по данным исследования BusinesStat). Есть и другие параметры качества жизни Россиян, где по уровню организации медицины нас отправляют на 130 место. По-моему, эти оценки взаимосвязаны. И причина здесь не только, как нас уверяют медики, в их недофинансировании – нехватка средств в отечественном здравоохранении уже давно является не столько причиной его бед, сколько следствием. Ибо, за последнее время, сформировался мощнейший лоббистский пласт, очевидно заинтересованный в выдавливании платежеспособного спроса на рынок платных медицинских услуг. Естественным способом — кошмаром в реализации программы «гос.гарантий». Потому то проваливаются все реформы, а действительно крупные государственные деньги тратятся так «эффективно», что недовольство населения больницами только растет. Честно говоря, иного определения, нежели коррупция к данному положению дел и не подобрать. А значит, если не изменить конфигурацию групп влияния в нынешней медицине — толку не будет.
Что же поможет при такой болезни, очевидно находящейся в запущенной стадии? Думаю — только оперативное вмешательство, а никак не уговоры и различные ведомственные приказы, например о «регламенте платной медицинской помощи». Выгодоприобретатели от платных и бесплатных медицинских услуг должны быть безусловно отделены друг от друга и начать конкурировать на прозрачном рынке. Чего у нас нет и в помине, более того – они просто напросто совпадают! Т.е. фигурально, карманы для денег бюджета (вольное расходование которых карается в уголовном порядке) и взимаемых с граждан находятся на одном туловище — главного врача или страховой компании. Обязанной, между прочим, жестко контролировать этого врача и качество оплаченных государством медицинских услуг. Но оно ей надо? Если куда больше можно заработать на полюбовном сговоре, на страховании «добровольным» (а куда от него денется любой, кто ценит время, здоровье и имеет возможность платить?). Потому то нынешнее ОМС это, в большинстве своем, фикция, беззубая профанация. И, что интересно, нынешним группам влияния, формирующим погоду в медицине, крайне выгодно сохранить его именно в этом, убогом виде. Что им удается сделать вполне профессионально. Вначале мы отделили выбор страховой компании от волеизъявления граждан, а, если, это извращение закона удалось преодолеть — уменьшили страховщикам по ОМС финансирования норматива «на ведение дел». С циничным комментарием Свердловского министра здравоохранения (!) «а пусть они развивают добровольное страхование» (перевожу — продолжают обирать пациентов). Еще более забавны планируемые новации «федералов» – замена некоммерческого ОМС «следованием страховым принципам» – т.е. введением «полной страховой ответственности» (перевожу — чем меньше денег выплатит страховщик больнице — тем лучше он будет жить). В такой ситуации слова о приоритете контроля качества медицинских услуг становятся не более чем конспиративной мантрой, за которой скрывается появление права самостоятельно (и частном порядке) управлять деньгами государственного медицинского страхования. Опыт такой работы имеется – ОСАГО. А в нем страховщик считается убыточным, если выплаты составляют 70% сборов. Сравните с нынешними 5% «на ведение дела», которые страховщики делят с ТФОМСом. Хороший резерв «укрепления лидеров отечественного страхового рынка» получается, не правда ли ?
Ну и как назвать лоббирование таких предложений, если не коррупцией? Как назвать совмещение платных и бесплатных услуг в одной государственной больнице? Как назвать контроль качества бесплатной медицинской помощи с одновременным предложением платной страховщиками? И, как, в конце концов, назвать халтуру в самих больницах, которую, увы, слишком часто прикрывают «бедностью» и «благородством труда». И потому то иного выхода, нежели отделить заразу от еще здоровых тканей, похоже нет.

на эту же тему – “Эксперт-Урал” № 34

Комментарии отключены.
Home АКТУАЛЬНО !!! МАКСИМ СТАРОДУБЦЕВ, член Комитета 101, директор уральского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований, президент Ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория», директор ООО МС «Мегус-АМТ». РЕЙТИНГ.