Facebook Twitter RSS
formats

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА по совершенствованию нормативной правовой базы, процедур, в целях снижения излишних административных барьеров, уменьшения количества проводимых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства

I. Реформы на федеральном уровне.
По итогам заседания Государственного совета по малому бизнесу 27 марта 2008 г. в г. Тобольске был дан ряд важных поручений Правительству Российской Федерации и принят Указ Президента РФ № 797 от 15.05.2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Во исполнение данных Президентом РФ поручений Правительством был подготовлен пакет важнейших законопроектов, которые отражают позицию бизнеса по актуальным проблемам развития малого и среднего предпринимательства. Все подготовленные нормативно-правовые акты активно обсуждаются на площадке Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства, сформированной в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 178 от 17.03.2008 г., в состав которой входят и представители ОПОРЫ РОССИИ.
В настоящее время ОПОРА РОССИИ силами своих региональных отделений проводит мониторинг предварительных итогов реализации государственной политики по поддержке субъектов малого предпринимательства и выполнения поручений Президента РФ органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

1) Проверки:
Совершенствование № 134-ФЗ. По итогам заседания Государственного совета 27 марта 2008 г. было решено существенно сократить количество проверок и сроки их проведения. В «Комплексе мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению недискриминационного доступа к ресурсам субъектов, естественных монополий, совершенствованию налогообложения малого предпринимательства», подготовленном Минэкономразвития России и утвержденном Правительственной комиссией предусмотрены конкретные меры по совершенствованию законодательства в этой сфере:
результатом первой проверки для субъектов малого предпринимательства будет предписание, а не штрафные санкции;
будет регламентировано количество часов в год, отведенных на проведение проверок всеми государственными органами;
результаты проверки будут считаться недействительными при грубых нарушениях ее проведения и др.
Названным Указом Президента РФ от 15 мая с.г. перед Правительством РФ была поставлена задача внести в 2-месячный срок в Государственную Думу соответствующий законопроект, предусматривающий, в том числе:
проведение внеплановых проверок малого и среднего бизнеса только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей и по согласованию с прокурором;
возможность проведения плановых проверок не чаще одного раза в 3 года.
Минэкономразвития России была подготовлена новая редакция Федерального закона № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Ключевые новации проекта федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» заключаются в следующем:
Законопроект предполагает внедрение уведомительного порядка начала ведения бизнеса (не нужно будет получать дополнительные разрешения) для определенных видов деятельности – гостиничные, бытовые услуги, услуги общественного питания, торговля и перевозка пассажиров и грузов (обязанность направления предпринимателями в федеральные, региональные и местные органы уведомлений о соответствии деятельности установленным требованиям). Презюмируется, что за неподачу и недостоверность таких сведений предприниматель будет нести ответственность;
Изменяется периодичность плановых проверок – один раз в 3 года (сейчас – не чаще 1 раза в 2 года). Исключение только для социально-значимых объектов (детские сады, больницы и т.п.) – закрытый перечень установит Правительство РФ;
Сокращен перечень оснований для внеплановых проверок. Закрытый перечень – возникновение угрозы жизни или здоровью граждан, окружающей среде, аварийных ситуаций; причинение ущерба жизни или здоровью граждан, окружающей среде;
Впервые установлен лимит годового срока проведения всех контрольных мероприятий для микро- и малого бизнеса (20 и 70 часов в год соответственно).
Дисциплинирующий фактор – в отношении субъектов МСП внеплановый контроль может быть проведен только после согласования с прокурором субъекта РФ;
Закреплен принцип недействительности результатов проведенной проверки при грубых нарушениях условий ее проведения (эти нарушения перечислены в законопроекте);
Будет два вида проверок – документарные (проводится по месту нахождения контрольного органа) и выездные. Т.е. за счет этого предполагается снизить бремя общения предпринимателей с проверяющими инстанциями и др.
Данный законопроект был в целом одобрен по итогам заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства 01.07.2008 г. ОПОРА РОССИИ представила в Правительство РФ свои замечания и предложения по тексту подготовленного документа.

Исключение полномочий милиции по проверкам. На заседании Госсовета 27 марта 2008 г. было решено исключить внепроцессуальные права сотрудников ОВД в сфере проверок предпринимательской деятельности, а также возможность составления ими протоколов об административных правонарушениях в сфере контроля предпринимательства – милиция должна реагировать только на факты преступлений и обеспечивать соблюдение общественного порядка.
Аналогичные меры предусмотрены Комплексом мер Минэкономразвития России. Согласно Указу Президента РФ от 15 мая в течение 2-х месяцев Правительство РФ должно внести соответствующий законопроект в Госдуму.
Во исполнение данных поручений был подготовлен законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности). Данный законопроект предусматривает внесение изменений в Закон РФ «О милиции», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях» с целью исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности.
Положительные изменения:
признаются утратившими силу положения закона«О милиции», в соответствии с которыми ОВД (при наличии данных о нарушении законодательства) могли по мотивированному постановлению начальника ОВД проводить проверки хозяйствующих субъектов;
признаются утратившими силу положения Закона «О милиции» согласно которым ОВД (при наличии данных о нарушении законодательства о налогах и сборах) могли самостоятельно проводить проверки организаций и физических лиц. За ОВД остается право участвовать в налоговых проверках только по запросам налоговых органов;
проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности возможно только в рамках выявления, пресечения правонарушений и преступлений, и при наличии соответствующего повода к возбуждению дела об административном правонарушении или уголовного дела. При этом должностные лица ОВД при проведении таких мероприятий должны руководствоваться только нормами КоАП РФ или УПК РФ, устанавливающими порядок их проведения;
нормы КоАП РФ и УПК РФ дополняются обязанностью при изъятии подлинных документов, в качестве доказательств по делу, передать лицу, у которого они изымаются, копии этих документов;
положения Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дополняются нормой, о том, что допускается изъятие не только предметов, материалов и сообщений (как это было ранее), а документов, в том числе отдельных образцов сырья, продукции, товаров. Однако такие действия возможны только в соответствии с задачами ОРД, т.е. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, ответственность за которые наступает согласно УК РФ, но не правонарушений, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ.
По итогам заседания Правительственной комиссии 01.07.2008 г. законопроект был в основном одобрен, и даны поручения профильным министерствам доработать законопроект по ряду направлений с учётом состоявшегося обсуждения, и внести его до 5 июля 2008 г. в Правительство РФ.
По имеющейся информации 15 июля 2008 г. Президиум Правительства РФ одобрил пакет законопроектов, направленных на сокращение проверок. малого бизнеса, в том числе на исключение внепроцессуальных полномочий милиции по проверкам предпринимательской деятельности. В ближайшее время данные законопроекты будут внесены в Государственную Думу РФ, по предварительным прогнозам подготовленные документы будут рассмотрены Госдумой в осеннюю сессию и вступят в силу с 1 января 2009 г.
Еще одна инициатива Минэкономразвития России – пересмотр некоторых составов административных правонарушений. Правоприменительная практика показала, что контролирующие органы по-разному трактуют составы административных правонарушений – за малозначительное нарушение предприниматель может быть привлечен к жесткой ответственности. Министерство предлагает в рамках соответствующей рабочей группы Правительственной комиссии проработать составы административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности с точки зрения сохранения только тех из них, которые непосредственно влияют на безопасность жизни, здоровья граждан, а также на безопасность товаров и услуг. В ближайшее время будет начата работа по подготовке соответствующего законопроекта.

2) Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса. упрощение отчетности:
Комплексом мер Минэкономразвития России предусмотрен ряд мер по совершенствованию специальных налоговых режимов в виде УСН и ЕНВД. На Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства 29 апреля 2008 г. был рассмотрен подготовленный в соответствии с ним законопроект Минфина России. По итогам заседания Правительственной комиссии в целом было принято решение одобрить подготовленный документ, доработав его по ряду направлений, в том числе предложенных ОПОРОЙ РОССИИ.
Федеральный закон № 155-ФЗ от 22.07.2008 г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2009 г., среди вводимых новаций:
отмена ежеквартального предоставления отчетов предпринимателями, применяющими УСН (только ежегодная налоговая декларация),
предпринимателям, применяющим патент, предоставлено право привлекать наемных работников (до 5 человек).
Не учтено – увеличение предельного размера выручки для применения УСН (до 60 млн. руб.); возможность сохранения статуса плательщика НДС при применении упрощенной системы.

3) Избыточное государственное регулирование (сокращение административных барьеров):
На заседании Госсовета 27 марта 2008 г. был принят также ряд других важных решений, в том числе:
Заменить (в основном) обязательную сертификацию системой декларирования производителем качества произведенной продукции,
Автоматически продлять лицензию субъектов малого предпринимательства, не допускавших грубое нарушение лицензионных требований.
Данные предложения также закреплены Комплексом мер Минэкономразвития России. В планах Правительства РФ подготовить проекты федеральных законов, необходимые региональные и муниципальные акты, направленные на формирование преимущественно уведомительного порядка начала бизнеса. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, сократить минимум на треть.
Указом Президента РФ от 15 мая были поставлены аналогичные задачи – введение уведомительного порядка начала бизнеса, сокращение количества разрешений, замена обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции, замена лицензирования обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий. Перед полномочными представителями Президента в федеральных округах поставлена задача обеспечения приведения региональных и муниципальных нормативных актов в части, касающейся административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности и избыточного контроля, в соответствие с федеральным законодательством.

Во исполнение данных поручений на федеральном уровне был подготовлены соответствующие проекты нормативно-правовых актов, которые были рассмотрены и в целом одобрены на заседании Правительственной комиссии 01.07.2008 г.:
Обеспечение преимущественной замены обязательной сертификации продукции декларированием производителем соответствия качества выпускаемой продукции – проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия»;
Возможность автоматического продления лицензии при отсутствии грубых нарушений лицензионных требований – проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу замены лицензирования страхованием гражданской ответственности или наличием финансовой гарантии»».
Как уже отмечалось выше, 15 июля 2008 г. Президиум Правительства РФ одобрил пакет законопроектов, направленных на снятие административных барьеров в сфере малого и среднего бизнеса. В ближайшее время данные законопроекты будут внесены на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

4) Применение контрольно-кассовой техники плательщиками ЕНВД. Применение бланков строгой отчетности вместо ККТ при оказании услуг населению:
На заседании Правительственной комиссии 10 апреля 2008 года был одобрен законопроект об отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники плательщиками единого налога на вмененный доход. Положительный отзыв Правительства РФ был направлен в Госдуму. Если ранее Минфин России был настроен категорически против этой инициативы, то сейчас видимых препятствий для дальнейшего прохождения законопроекта в Госдуме нет. По состоянию на настоящий момент проект федерального закона № 471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», принят Госдумой в первом чтении.
По итогам заседания Правительственной комиссии также была принята новая редакция Постановления Правительства РФ № 359 от 06.05.2008 г. «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники». Впервые, за некоторыми исключениями, каждому предпринимателю предоставляется право самостоятельно изготавливать бланки. Это решение призвано облегчить жизнь тысячам предпринимателей, оказывающих услуги.

5) Участие малого бизнеса в приватизации государственного и муниципального имущества:
На Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства 10 апреля 2008 г. был одобрен проект официального положительного отзыва Правительства на проект ФЗ № 193202-4 «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного имущества». Отзыв был направлен в Госдуму.
В июле 2008 года был принят Федеральный закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 22.07.2008 г.). О позиции ОПОРЫ РОССИИ по данному закону – см. Раздел III.

II. Краткая позиция ОПОРЫ РОССИИ по пакету нормативно-правовых актов, подготовленных Правительством РФ и планируемых к внесению в Государственную Думу РФ.
1) О проекте федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)»:
Некоторые замечания и предложения:
Правительством РФ вместе с предпринимательским сообществом должны быть разработаны формы уведомлений, которые будут содержать закрытый перечень требований к каждому конкретному виду бизнеса, соблюдение которых будет подтверждать предприниматель.
Некоторые ключевые положения законопроекта должны распространяться на все виды государственного контроля (надзора), в первую очередь, – годовой 70 часовый лимит времени по проведению всех проверок для микропредприятий и малого бизнеса.
Сфера применения законопроекта – предусмотрено, что его положения не применяются при проведении государственного метрологического надзора. Неясно чем обосновывается выведение из-под сферы действия законопроекта данного вида контроля (проверка средств измерения, надзор за количеством товаров, отчуждаемых при проведении торговых операций и т.п.). При проведении указанных проверок субъекты предпринимательской деятельности фактически остаются без гарантий защиты, за исключением общеустановленной гарантии права обжалования в суд незаконных действий инспекторов из Ростехрегулирования. Действующий закон «Об обеспечении единства измерений» не содержит в себе детального регулирования процедуры проверок, проводимых в рамках метрологического надзора (в отличие от подготовленного законопроекта).
Норма о согласовании внеплановых проверок субъектов МСП в органах прокуратуры – не совсем понятно, о каком согласовании идет речь (каков его порядок). Действующий закон «О прокуратуре Российской Федерации», на который ссылается законопроект, не содержит порядка и условий проведения таких согласований. Необходимо уточнить положения законопроекта в этой части. Кроме того, имеет смысл предусмотреть обязанность проверяющего предъявлять предпринимателю вместе с постановлением на проверку наличие такого согласования. Это важно, т.к. отсутствие согласования с прокурором согласно законопроекту, влечет недействительность результатов проверки.
Законопроектом, по-прежнему, только декларируется ответственность должностных лиц контрольно-надзорных органов – она должна быть подкреплена (возможно, в рамках другого законопроекта) конкретными статьями об административной (и уголовной) ответственности чиновников (нужны изменения в КоАП РФ и УК РФ).
Также в законопроекте нет даже отсылочной нормы на ответственность лица, сообщившего недостоверные сведения, послужившие основанием для проведения проверки. Инициатива о введении повышенной ответственности за ложный «донос» обсуждалась на этапе подготовки Концепции закона и была поддержана предпринимательским сообществом.
Законопроект предусматривает осуществление муниципального контроля (надзора). Во-первых, порядок организации и осуществления муниципального контроля (надзора) по смыслу законопроекта устанавливается «уполномоченным органом местного самоуправления» (а не «соответствующими административными регламентами» в случае с государственным и региональным надзором), что на практике всегда приводит к злоупотреблениям и установлению необоснованных и избыточных требований.
Предлагаем дополнить обязанности должностных лиц органов государственного и муниципального контроля (надзора) при проведении проверки следующим положением: Перед началом проведения проверки должностное лицо органа государственного или муниципального контроля (надзора), осуществляющее проверку, обязано ознакомить проверяющего с положениями административного регламента в соответствии с которым происходит проверка под роспись (Предложение высказано и одобрено на Объединённой рабочей группе при Общественной палате РФ).
Также в распоряжении (приказе) о проведении проверки следует указывать конкретную норму, которую, как предполагается, нарушил предприниматель (Предложение высказано и одобрено на Объединённой рабочей группе при Общественной палате РФ) и др. – полную версию заключения ОПОРЫ РОССИИ, направленного в Правительство РФ, см. на сайте Организации в разделе «Экспертиза» по адресу – http://www.opora.ru/examination/conclusions/2008/07/14/proverki-osnovnye-zamechaniya-po-zakonoproektu

2) О проекте федерального закона «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части исключения внепроцессуальных прав ОВД РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности)»:
В целом законопроект несет в себе положительные изменения действующего законодательства в части защиты хозяйствующих субъектов от внепроцессуальных действий ОВД при проведении проверок о нарушении действующего законодательства, т.к. ОВД обязывают при проведении проверок руководствоваться только нормами КоАП РФ и УПК РФ. Вместе с тем, нельзя говорить, что внесенные законопроектом изменения в действующее законодательство полностью защищают предпринимателей от необоснованных проверок ОВД. Поэтому наряду с принятием законопроекта необходимо усилить контроль органов прокуратуры за процессуальной деятельностью ОВД при проведении проверок хозяйствующих субъектов.

3) О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу замены лицензирования страхованием гражданской ответственности или наличием финансовой гарантии»:
Законопроект подготовлен Минэкономразвития России во исполнение Указа Президента РФ в части замены лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий.
Предполагается замена лицензирования страхованием гражданской ответственности в отношении 6 видов деятельности (перевозки морским транспортом, услуги почтовой связи и др.).
Также законопроектом реализовано поручение Президента России по итогам совещания президиума Госсовета по малому бизнесу в г. Тобольске 27 марта 2008 г. об автоматическом продлении лицензии предпринимателю в случае отсутствия грубых нарушений за время ее действия. Законопроектом упрощен порядок продления действия лицензии (на основании заявления предпринимателя в течение 5 дней) при условии, что за время ее действия не были допущены грубые нарушения или не произошли изменения, которые требуют переоформления лицензии. Согласно ст. 14.1. КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В отношении большинства лицензируемых видов деятельности виды грубых нарушений установлены Постановлениями Правительства РФ о лицензировании соответствующих видов деятельности. Вместе с тем, в отношении некоторых видов деятельности понятие грубых нарушений лицензионных требований законодательно не определено (например, негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность). Кроме того, изменения вносятся в действующий Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который не распространяется на ряд лицензируемых видов деятельности – образовательная деятельность, услуги связи и др., т.е. соответственно предлагаемый автоматический порядок продления лицензии на данные виды деятельности тоже не будет распространяться.
В целом предполагается, что Закон вступает в силу с 1 июля 2009 г., вместе с тем, в части упрощения порядка продления лицензии он мог бы вступить и раньше, например, с 1 января 2009 года.

4) О проекте поправок Правительства РФ к ранее подготовленному проекту Федерального закона № 480013-4 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» об уточнении подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом:
Указанный законопроект предусматривает приведение полномочий федеральных органов исполнительной власти по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с новой структурой федеральных органов исполнительной власти и исключения дублирования полномочий при составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях (принят Государственной Думой РФ 09 апреля 2008г. в первом чтении).
На заседании Правительственной комиссии по развития малого и среднего предпринимательства 01.07.2008 г. были рассмотрены поправки и в целом одобрены Правительства РФ к указанному законопроекту.
Поправки дополнительно ограничивают полномочия ОВД по составлению протоколов об административных правонарушениях, по следующим составам:
6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидимиологического благополучия населения»;
6.14 «Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиях государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам»;
8.2. «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидимиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами»;
10.2. «Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)»;
10.3. «Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)»;
ч. 3 ст. 14.4. «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил»;
ч. 2 ст. 14.5. «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин»;
14.12. «Фиктивное или преднамеренное банкротство»;
14.13. «Неправомерные действия при банкротстве»;
14.16 «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а так же пива и напитков на его основе»;
15.1. «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»;
15.2 «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций»;
15.12 « «Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировке и (или) информации, а так же с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации;
15.15 «Незаконные сделки с ценными бумагами»;
15.17 «Недобросовестная эмиссия ценных бумаг»;
15.19 «Нарушение требования законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг»;
15.20 «Воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом»;
15.21 «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг»;
15.22 «Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг»;
15.23 «Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельца ценных бумаг»;
15.24 «Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства»;
19.19 «Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений»;
19.21 «Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним»;
ч. 1 ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности».
По проекту поправок имеется неурегулированное разногласие между Минэкономразвития и МВД России, касающееся сохранения полномочий органов внутренних дел по составлению протоколов за поставку, продажу или хранение документов в целях сбыта товаров без надлежаще оформленных изготовителем или поставщиком товарно-сопроводительных документов, которые будут предусмотрены КоАП РФ в случае принятия законопроекта. МВД России настаивает на сохранении своих полномочий в этой сфере. Т.к. действующее законодательство не дает определения «товарно-сопроводительные документы», введение в действие подобной нормы приведет к всплеску коррупционных проявлений со стороны ОВД. Полагаем необходимым поддержать позицию Минэкономразвития России.
В целом проект поправок, в части касающейся сокращения функций органов внутренних дел на потребительском рынке, полагаем необходимым одобрить.

5) О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия»:
Законопроект подготовлен Минпромторгом России во исполнение Указа Президента РФ в части преимущественной замены обязательной сертификации продукции декларированием соответствия.
В настоящее время существуют две формы обязательного подтверждения соответствия – обязательная сертификация и декларирование соответствия. Вместе с тем, многими действующими федеральными законами (например, «О ветеринарии и др.) в безальтернативном порядке предусмотрена обязательность прохождения именно обязательной сертификации (а не обязательной сертификации или декларирования соответствия).
Суть предлагаемых изменений – законодательное закрепление в профильных федеральных законах возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия во многих отраслях (качество и безопасность пищевых продуктов, ветеринарные услуги деятельность на железнодорожном транспорте, охрана атмосферного воздуха, промышленная безопасность опасных производственных объектов, безопасность дорожного движения и др.).
Законопроект крайне важен – в ответственных министерствах и Правительстве РФ идет работа по кардинальному сокращению перечня наименований продукции, подлежащей обязательной сертификации (подготовлен проект Постановления Правительства РФ об утверждении соответствующих перечней). В целом, поддерживаем законопроект. Предлагаем организовать публичное обсуждение этой темы с представителями предпринимательства.

III. Аналитическая справка (позиция ОПОРЫ РОССИИ) по Федеральному закону «Об особенностях порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
4 июля 2008 года Государственная Дума приняла закон, известный больше под названием «О «малой» приватизации».
Закон направлен на оказание адресной господдержки предприятиям малого и среднего бизнеса посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества до 1 июля 2010 года. Преимущественное право для малого и среднего бизнеса на приобретение недвижимого государственного и муниципального имущества по цене, равной его рыночной стоимости, предусматривается в том случае, если арендованное имущество находится у них во временном владении (пользовании) непрерывно в течение 3-х и более лет в соответствии с договором аренды.
Однако хотелось бы отметить, что измененная в последней редакции законопроекта формулировка «в течение 3-х и более лет» (пункт 1 статьи 3 закона) местными органами власти может быть расценена неоднозначно (ранее формулировалось как «не менее чем 3 года»). Это связано с тем, что в пункте 2 статьи 3 Закона говорится, что арендная плата должна перечисляться надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи. То есть орган власти может установить требование «надлежащего перечисления арендной платы» и за больший срок аренды помещения (например, за 8 лет). Также формулировка «надлежащим образом» вызовет очень много вопросов как у чиновников, так у бизнеса: нет четкого критерия оценки «перечисления арендной платы надлежащим образом». Здесь право оценивать передано органам власти.
В связи с некорректностью формулировок эксперты ОПОРЫ РОССИИ прогнозируют немалую судебную практику.
При анализе закона эксперты ОПОРЫ РОССИИ обращают внимание на ряд положительных моментов в документе. В частности, отмечается прямое действие закона, заявительный порядок выкупа, выбор оплаты выкупаемого имущества – сразу или в рассрочку.
Помимо этого, в течение 6-ти месяцев со дня вступления закона в силу регион устанавливает предельный размер площади и срока рассрочки, причем законом такие пределы не ограничиваются. И данное регионам право устанавливать данные требования покажут истинное отношение органов власти к малому бизнесу в регионе.
Особо следует отметить вводимый мораторий на приватизацию указанного имущества со дня вступления закона в силу.
Однако закон может вступить в силу через 45 дней со дня его принятия, так как согласно порядку вступления федеральных законов в силу в течение 14 дней закон визирует Совет Федерации, тот же срок отведен Президенту РФ, и 7 дней на официальное опубликование. А вступает закон в силу после 10 дней после опубликования. То есть мораторий вводится не с даты принятия закона.
Стоит также учесть, что муниципалитетам предоставлено право часть имущества не продавать арендаторам, а внести в перечень Имущественного Фонда с тем, чтобы потом предоставлять помещения в долгосрочную аренду малому и среднему бизнесу по льготным ставкам. При этом выкупить такие помещения уже будет невозможно.
К отрицательным моментам ОПОРА РОССИИ относит то, что в настоящий момент идет форсирование процесса создания фондов без учета интересов малого и среднего предпринимательства. Также эксперты ОПОРЫ предупреждают об угрозе «выселения» предпринимателей из помещений в связи с внесением помещений в Фонд, а также перепрофилирование помещения, к примеру, магазина в цех, без учета вида деятельности предприятия, например, с обоснованием того, что деятельность предприятия не является приоритетной для города (а такие виды деятельности стало возможным устанавливать в соответствии с Законом о развитии малого бизнеса).
В настоящий момент в ряде регионов муниципальные помещения в массовом порядке уже передаются в МУПы, которые, согласно закону, вправе не продавать это имущество. В свою очередь, МУПы увеличивают арендные ставки в несколько раз.
Помимо этого, нередки случаи расторжения договоров аренды, якобы для нужд города, а также отмечается массовая аукционная распродажа муниципального имущества.
ОПОРА РОССИИ начала мониторинг льготного выкупа малыми предприятиями арендуемых помещений и формирования и работы Имущественных Фондов. Итоги мониторинга планируется предоставить на Правительственную комиссию по развитию малого и среднего предпринимательства.

Комментарии отключены.
Home Закон. Комментарии. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА по совершенствованию нормативной правовой базы, процедур, в целях снижения излишних административных барьеров, уменьшения количества проводимых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства