Facebook Twitter RSS
formats

Появилось новое наказание для предпринимателей.

Новое наказание появилось в Кодексе РФ об административных правонарушениях – административное приостановление деятельности. Этот способ воздействия может применяться либо как вид административного наказания на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП), либо как разновидность мер по обеспечению нормального производства по делам об административных правонарушениях на срок до 5 суток (ст. 27.16 КоАП). Сам текст закона, вносящего изменения, достаточно объемен, т.к. в нем присутствуют формулировки статей КОАП, в которых появления этот новый вид наказания. Вот текст двух основных статей:Новое наказание появилось в Кодексе РФ об административных правонарушениях – административное приостановление деятельности. Этот способ воздействия может применяться либо как вид административного наказания на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП), либо как разновидность мер по обеспечению нормального производства по делам об административных правонарушениях на срок до 5 суток (ст. 27.16 КоАП). Сам текст закона, вносящего изменения, достаточно объемен, т.к. в нем присутствуют формулировки статей КОАП, в которых появления этот новый вид наказания. Вот текст двух основных статей:

“Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. 2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. 3. Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.”;

Статья 27.16. Временный запрет деятельности

1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. 3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица. 4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись. 5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

Появление в КоАП такого вида административного наказания как приостановление деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 3.12) сложно оценить однозначно, также как и введение сходной по характеру меры обеспечения административного производства – временного приостановление деятельности (27.16). Положительные и отрицательные моменты можно объединить в несколько групп: юридическая техника (формулировка статей), теория и, самое главное, практика.
1)Юридическая техника (формулировка статей).
Сами статьи, в которых описаны новые для российского административного права инструменты воздействия, сформулированы не совсем корректно. В ст. 3.12 говориться о том, что административное приостановление деятельности производится в случае: – угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, – совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Далее идет указание на то, что это наказание применяется только в тех случаях, когда это указано в соответствующей статье КоАП, устанавливающей ответственность. Возникает вопрос: зачем же тогда перечислять те виды угроз, при которых применяется это наказание? Не ясно, должны ли одновременно присутствовать в действиях лица и состав административного правонарушения, и угроза. Или наличие угрозы презюмируется? Эти недостатки юридической техники уже создают условия для практических злоупотреблений и ошибок.
2)Теория.
Появление мер воздействия, которые, с одной стороны, были бы ощутимы для организаций, а с другой стороны, позволяли бы обеспечить общественную безопасность, с точки зрения теории обосновано и необходимо. До анализируемых изменений наиболее эффективной мерой воздействий на субъектов предпринимательской деятельности в КоАП был штраф. Однако часто штраф начинал восприниматься организациями как своего рода привычная плата за определенную деятельность, а приостановление деятельности, в отдельных случаях, может быть существеннее самого большого штрафа. Стоит отметить, что эта мера воздействовала бы не только на доходы, но и на репутацию организации.
К слову скажу, что вопрос об эффективных мерах ответственности юридических лиц остро стоит и в уголовном праве, которое до настоящего времени устанавливает наказание только для индивидуальных субъектов. Введение подобных мер решило бы многие проблемы… хотя и создало бы их не меньше.
3)Практика.
В условиях нашего правового нигилизма и обоснованного недоверия к административным органам (таким как СЭС, пожарный надзор и т.д.) могут наиболее ярко проявиться все негативные черты рассматриваемых изменений. В сове время возможность приостанавливать деятельность организации на основании решения суда очень часто использовалась для корпоративного шантажа. Получалось, что принято решение какого-нибудь, условно скажем, Урюпинского суда – и частично останавливалась деятельность гигантской организации, типа Лукойл.
Новое наказание в виде административного приостановления деятельности может стать еще одним оружием в корпоративных войнах и чиновничьем шантаже. Получается, что опять хотим как лучше (эффективно наказывать и обеспечивать безопасность), а может получиться как всегда.

Член Комитета 101,
кандидат юр. наук,
заместитель директора агентства
юридической безопасности «Интеллект – С»
Дмитрий Жданухин


Home Закон. Комментарии. Федеральные законы Появилось новое наказание для предпринимателей.