Facebook Twitter RSS
formats

Роман Речкин — партнер Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С

Нашему доброму другу Речкину Роману Агенство РБК задало несколько вопросов. Познакомиться с его блестящими ответами можно здесь

РБК: Можно ли, на Ваш взгляд, считать официальную регистрацию лоббистов действенным шагом в борьбе с коррупцией?

Роман Речкин: Во-первых, вызывает сомнения сама законность введения в отдельно взятой Свердловской области института «лоббизма». Лоббист — это некое лицо, которое вправе осуществлять влияние на органы государственной власти и отдельных должностных лиц в интересах каких-то лиц и организаций. Такая система существует в США, но в России Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» прямо предусматривает принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность (ст. 4 указанного Федерального закона). Также этот закон устанавливает многочисленные запреты и ограничения для государственных служащих, например, запрет на конфликт интересов – ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества. То есть, федеральное законодательство прямо запрещает государственному служащему в любой форме действовать в интересах отдельных лиц. С этой точки зрения сам институт лоббизма не может быть введен а законодательство субъекта РФ, до внесения изменений в федеральное законодательство, прежде всего — в Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ».
Во-вторых, очень спорной является и законность самой идеи аккредитации. По смыслу законопроекта, аккредитация является необходимым условием для осуществления лоббистской деятельности. Но, согласно Гражданскому кодексу РФ, граждане и юридические лица могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В предлагаемом виде, несмотря на уведомительный порядок получения аккредитации, фактически аккредитация является формой лицензирования при осуществлении конкретного вида профессиональной деятельности — лоббистской деятельности. Однако, согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», введение лицензирования видов деятельности, не предусмотренных прямо этим законом, возможно только путем внесения дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Ведение института лоббизма, на мой взгляд, вообще не является способом борьбы с коррупцией, поскольку законопроект не содержит никаких реальных механизмов, позволяющих пресечь или хотя бы ограничить коррупционное влияние на государственные органы различных лиц, не аккредитованных и не называющих себя лоббистами. Принятие этого закона, само по себе, никак не отразится на реальном теневом взаимодействии конкретных чиновников с отдельными лицами. Для дачи взяток конкретному чиновнику, очевидно, аккредитация в качестве лоббиста не нужна. И уж тем более отсутствие такой аккредитации не помешает заинтересованному лицу «лоббировать» чьи-либо интересы путем передачи взятки конкретному чиновнику.
Данный законопроект является очевидно популистским, его единственная цель — показать «бурную деятельность» органов государственной власти Свердловской области в «борьбе с коррупцией».

РБК: В какой степени предложения прокуратуры соответствуют уже наработанной практике в этой сфере?

Роман Речкин: Необходимо отметить, что сама идея введения лоббизма — узаконенного влияния отдельных лиц на государственные органы, является для нашей страны абсолютно новой. Эта идея заимствована в США, где действительно давно уже существуют профессиональные лоббисты. Однако, в США существование лоббизма сопровождается детальной регламентацией в законодательстве принципиального момента: разрешенных форм воздействия лоббистов на чиновников. Недопустимо просто допустить лоббистскую деятельность, поскольку при неясности допустимых форм и методов лоббирования интересов отдельных лиц это породит злоупотребления и, в конечном счете, увеличение коррумпированности государственных органов. В любом случае нужно учитывать новизну самой идеи лоббизма в России, отсутствие у государства и общества ясного понимания и регламентации допустимых форм воздействия на государственные органы. Поэтому институт лоббизма, если он вообще и должен вводиться, то только на федеральном уровне, после детальной проработки понятия лоббизма и его допустимых форм. В предлагаемом виде введение института лоббизма на территории отдельно взятой Свердловской области представляется мне некорректным.

Комментарии отключены.
Home Публикации Наши статьи Роман Речкин — партнер Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С