Facebook Twitter RSS
formats

Комментарии от «Интеллект-С»

Published on 14.07.2005, by in Разъяснения.

Начало июля отмечено небывалой тягой российских законодателей к свободе во всем: Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” существенно сокращен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Вместо прежних 125 видов, в новой редакции п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” предусматривается только 103. Более того, новый закон намечает дальнейшее поэтапное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.
Со дня вступления нового закона в силу, то есть с 12 июля 2005 г. прекращается лицензирование таких видов деятельности, как, например: распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, перевозок пассажиров на коммерческой основе легковым автотранспортом, публичного показа аудиовизуальных произведений в кинозалах, ветеринарной деятельности, производства табачных изделий. И это только то, что вызывает наиболее сильные эмоции у рядового потребителя!
Начало июля отмечено небывалой тягой российских законодателей к свободе во всем: Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” существенно сокращен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Вместо прежних 125 видов, в новой редакции п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” предусматривается только 103. Более того, новый закон намечает дальнейшее поэтапное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.
Со дня вступления нового закона в силу, то есть с 12 июля 2005 г. прекращается лицензирование таких видов деятельности, как, например: распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, перевозок пассажиров на коммерческой основе легковым автотранспортом, публичного показа аудиовизуальных произведений в кинозалах, ветеринарной деятельности, производства табачных изделий. И это только то, что вызывает наиболее сильные эмоции у рядового потребителя!
С 1 января 2006 г. не потребуется получение лицензий для оценочной и аудиторской деятельности, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте. Дальше – больше: с 1 января 2007 г. не лицензируются такие виды деятельности, как: проектирование, строительство зданий и сооружений и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений; туроператорская, турагентская деятельность.
С момента вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование деятельности по разработке, производству, ремонту и испытаниям авиационной техники, эксплуатации взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов.
Сам порядок получения лицензий упрощается: сокращается перечень документов, представляемых в лицензирующий орган, сокращается срок принятия решения о выдаче лицензии с 60 до 45 дней. По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.
Предприниматели ликуют! Потребителю становится страшновато. Понятно, что лицензирование – не панацея, и сейчас при необходимости каждое заинтересованное ООО могло получить лицензию с приложением небольших усилий и не самых больших денег. Однако, вся эта процедура, требующая как бы то ни было, привлечения в штат (пусть даже по совместительству) специалистов, создавала хотя бы иллюзию безопасности, теперь и этой иллюзии нет. А это значит, что зажегся зеленый свет для привлечения в строительство, например, дешевой рабочей силы, состоящей из представителей ближнего зарубежья, где не приходится и мечтать о наличии высшего образования, квалификации и даже строительных навыков. Можно себе представить, как будет работать сложнейшее немецкое оборудование, установленное умелыми таджикскими ручками. Как-то не очень хочется приобретать квартиру в доме, спроектированном и построенном после 01 января 2007 года или вести ребенка в детский сад, построенный в это же время. То же самое можно сказать в отношении перевозок автомобильным транспортом. Необходимость получения лицензии обязывала предпринимателей нанимать на работу медика и ремонтника для пред- и послерейсового осмотра водителя и транспортного средства. Нет своего специалиста – заключай договор с муниципальным предприятием. И большинство предпринимателей подчинялись этому требованию не только юридически. Сейчас, вероятно, прибавится в городе количество маршрутных такси, а вместе с ними – количество «несоответствующих» водителей. Если с прекращением лицензирования аудиторской и оценочной деятельности еще как-то можно согласиться, то во всем остальном вопросов больше, чем ответов, и главный из них: «Зачем?» Зачем снижать уровень ответственности в таких потенциально опасных для здоровья и жизни человека видах деятельности, как распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автотранспортом, производство табачных изделий, строительство зданий и сооружений и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, туроператорская, турагентская деятельность? Стоит ли в обществе, мягко говоря, невысокой предпринимательской и правовой культуры, допускать к таким видам деятельности всех подряд? Понятно, что на маршрутках и сейчас страшно ездить, но чего пытался добиться законодатель приятием нового закона – эта мысль не дает покоя не только нам уже который день! Теперь, как видно, придется жить в домах, построенных «непроверенными» застройщиками, ездить на маршрутках с «непроверяемыми» водителями, ехать на отдых на неизвестно кем ремонтируемых поездах с «непроверенными» организаторами.
Раньше предприниматели, по крайней мере, боялись лишения лицензии, теперь им и этого можно не опасаться.
Самое интересное то, что закон был принят «внезапно», еще 1 июля подписывались приказы выдаче лицензий, например, на осуществление ветеринарной деятельности, а уже 2 июля необходимость в них отпала. Специалисты по лицензированию отмечают, что закон чрезвычайно сырой, лоббировался страховыми компаниями и, вероятно, в него будет вноситься большое число поправок (но неужели для этого нужен второй «Трансвааль»?).

Татьяна Иванова
Юрист отдела правовых споров, магистр частного права Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С
Анна Устюшенко,
Юрист отдела правовых споров Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С

А вот другая точка зрения на отмену лицензирования некоторых видов деятельности, которую представляет Роман Речкин (ведущий юрист отдела правовых споров Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С, магистр частного права):
МОЙ ОТВЕТ: Когда люди, ссылаясь на «Трансвааль», говорят о необходимости сохранения лицензирования проектной и строительной деятельности, эти люди лукаво забывают, что этот аквапарк был спроектирован ЛИЦЕНЗИРОВАННОЙ проектной организацией и построен ЛИЦЕНЗИРОВАННОЙ строительной фирмой.
Я занимался непосредственно получением строительной лицензии, то есть, знаком с этой процедурой изнутри. И процедура это формальная, куча предоставляемых по запросу лицензирующего органа документов обычно очень слабо соответствуют действительности и ни в каком виде не гарантируют качества и безопасности выполняемых работ.
Аналогичный формально-бумажный подход действует у нас и при выдаче всех остальных лицензий. При отсутствии действенного контроля за качеством выполняемых лицензиатами работ (оказываемых услуг), а контроля этого реально – нет, процедура лицензирования превращается в обычную бюрократическую процедуру, которая защищает интересы и кормит исключительно чиновника. Система лицензирования не ориентирована на потребителя, в ней нет даже намека на общественный (негосударственный) контроль.
Думать, что наличие лицензии что-то улучшает или что-то гарантирует, по-моему, наивно. Безопасность при перевозке пассажиров легковым автотранспортом зависит не от наличия у перевозчика лицензии, а от мастерства водителя конкретной маршрутки и технической исправности (сервиса) этой самой маршрутки.
Большинство видов деятельности, лицензирование которых отменяется, если подумать здраво, вообще не нуждается в лицензировании. В чем сложность и опасность для потребителя деятельности по «публичному показу аудиовизуальных произведений в кинозалах»? Какие специальные знания и навыки нужны для турагентской деятельности? Как можно административно-централизованно из Москвы обеспечивать качество оценочной деятельности? Или квалификацию и обоснованность отчетов аудиторов?
Вот с декабря 2002 года не лицензируется «реализация нефти, газа и продуктов их переработки». Но почему-то о связанных с этим проблемах у нефтегазовых компаний или их потребителей я не слышал. С 01 января 2004 года отменено лицензирование «деятельности по продаже электрической энергии гражданам». И что, у граждан возникли проблемы с получением электроэнергии?
Опасения, связанные с отменой лицензирования отдельных видов деятельности, по моему мнению, надуманные и преувеличенные. Поскольку существующая административная процедура неэффективна и ничего не гарантирует, мой прогноз: при отмене лицензирования НЕ ИЗМЕНИТСЯ НИЧЕГО!

Home Закон. Комментарии. Разъяснения Комментарии от «Интеллект-С»