Facebook Twitter RSS
formats

Мурло прогресса

 Стало общим местом нелестно отзываться об уровне современного образования в России. И – да, меня тоже ужасает его уровень. И – да, я тоже могу привести множество примеров вопиющей, безобразной (т.е. «без образования») неграмотности и не менее ужасающего невежества в самых неожиданных местах и в самых неожиданных ситуациях.


           К примеру, простой вопрос: «Сколько будет: семь процентов от семисот рублей?» – ставил в тупик практически всех журналистов, филологов, юристов, офисных работников и спортсменов, с которыми мне удалось переговорить. Сколько при этом я потерял в их хорошем к себе отношении – бог весть. Надеюсь, истина того стоила. Ради неё я мучил этим вопросом всех встречных – поперечных в канун принятия ГосДу…ой, простите, оговорился,  «Закона об образовании». Закономерность выявилась одна: чем старше был человек (не беру совсем дряхлых, не могущих из дому выйти), тем уверенней и правильней он отвечал.


            Что-то не складывалось в картинке «всеобщего отупения». Ну не могли все опрошенные мною люди быть поголовно слабоумными.  «Гуманитариями», – как заявляли некоторые. Хотя справка о том, что они «проценты в школе проходили», у них имелась. Но в ней была написана очевидная ложь.              Тут ещё (многия знания – многия печали) известная в узких кругах картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского, написанная в 1895 году «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» добавляет масла в огонь полемики. Для тех, кто не в курсе, поясню: на картине изображена классная доска с примером, который окружающие крестьянские (в лаптях) дети пытаются решить в уме.  Выглядит пример так:   


 Ну и как вам? По силам? С вашим-то высшим (средним специальным)?

Объяснение у меня одно: правильно и быстро в уме считали люди, выросшие в эпоху «до калькулятора». Люди, выросшие в эпоху карманных калькуляторов, но до появления персональных компьютеров, считали похуже. Люди эпохи ПК – ещё хуже. Поколение АйФонов считать в уме практически не умеет. За них этой функцией рулят электронные гаджеты. И умение считать в уме отпадает за ненадобностью. Через несколько лет мы даже сдачу в магазине не будем пересчитывать, за неимением последней. Провели электронной карточкой – списали деньги – расписались в чеке – и: «Спасибо за покупку!»

            В медицине есть правило: «Функция формирует орган». Если у вас рука не будет работать, то она будет слабой и нефункциональной. Если у вас мозг не работает, а только следит за картинкой в телевизоре, причём строго на государственных каналах, то вы отупеете. И решение простейшей жизненной задачи будет вызывать нравственные и физические страдания, отягощённые желанием найти того, кто эту задачу решит за вас. Починит ваш автомобиль, вставит оконное стекло, прочистит трубу и форсунку, вымоет пол, воспитает ваших детей и обеспечит вам безопасность. А, чего стесняться, – ещё этот «кто-то» выгонит всех «чёрных», снизит преступность и цены, повысит зарплату и доходы бюджета, качество медицины, образования (куда без него), обеспечит в стране стабильность, всё очевидней рифмующуюся с дебильностью. Потому что «просто» ещё не значит «хорошо» – решение сложных вопросов больше похоже на процесс, нежели на фиксированный результат. Как вы понимаете, отсюда – многие выводы о людях вообще и стране в целом.


             Образование – это такая штука, которой много не бывает – нельзя же всерьёз быть «слишком умным» или «слишком образованным», всегда найдётся сфера, где любой умник почувствует себя профаном. Нельзя одновременно бежать во все стороны. Поскольку в усложняющемся обществе этих «сторон» всё больше, кажется, что уровень общего образования падает. Общий уровень, возможно, и падает, зато знания в узкоспециализированных отраслях растут – сравните знания великого биолога Чарльза Дарвина и знания сегодняшнего выпускника биофака  в средней руки университете.


             Человеческая лень и любопытство движут прогрессом. Да, он получается не таким, каким мы бы хотели его видеть. Да, человечество идёт по пути наименьшего сопротивления, не желая напрягаться лишний раз. Да, наше представление о будущем, в том числе и образования, будет подвергаться корректировке – и неоднократно. И часто не в ту, что нам бы хотелось, сторону.


Но это не повод опускать руки и хвататься за голову: «Всё пропало! Мы погибнем!»


               Человечество за свою историю разучилось массово добывать огонь трением, вязать лапти, выделывать шкуры, прясть, жать серпом, косить, запрягать коней, доить вручную – но мы всё ещё живы.


               В ближайшие десятилетия мы в основном разучимся считать в уме, печатать на клавиатуре, писать ручкой, вязать крючком, делать простые хирургические операции, водить автомобиль и летать на самолётах.


               Но мы не погибнем. Не бойтесь.


              Просто у прогресса не всегда приятное лицо.

Комментарии отключены.
Home Статьи Головина Мурло прогресса